Что бывает если плодное яйцо не вышло

Содержание

Анэмбриония, что делать?

При подозрении на анэмбрионию нельзя спешить с прерыванием беременности. Во-первых, диагноз может оказаться ложным. Обязательно нужно провести ещё одно ультразвуковое исследование примерно через 7-10 дней.

Во-вторых, если диагноз подтверждается, рекомендуется подождать 2-3 недели. Чистка требуется в очень редких случаях, чаще всего пустое плодное яйцо выходит из полости матки самостоятельно. В основном самопроизвольное прерывание беременности при пустом плодном яйце происходит до 8 недель.

Только в некоторых случаях может понадобиться инструментальное удаление плодного яйца. Возможно также медикаментозное прерывание анэмбрионической беременности, когда женщина принимает определённые препараты и плодное яйцо выходит самостоятельно.

Хуже, когда при появлении кровянистых выделений врач назначает прогестерон и другие препараты для сохранения беременности и это препятствует эвакуации дефектного плодного яйца. В таких случаях вероятность хирургического прерывания беременности (чистки) возрастает.

Плодное яйцо без эмбриона признаки патологии

На начальном этапе развития патологии женщина не испытывает никакого дискомфорта. При развитии и росте плодного яйца у беременной вырабатывается определенный гормон. Под его влиянием женщина испытывает все «прелести» беременности. Ее могут мучить утренняя тошнота, непереносимость некоторых запахов, желание съесть что-нибудь «эдакое». Отсутствие эмбриона в яйце никак не влияет на эти признаки. Поэтому женщина может до последнего не подозревать об анэмбрионии.

У некоторых представительниц прекрасного пола все происходит наоборот. Организм, понимая, что состояние эмбриона не совместимо с жизнью, начинает отторгать плодное яйцо. В этот момент беременная может ощущать боли в нижнем сегменте живота, а также наблюдать красные или коричневые выделения из половых органов.

Нормативные сроки диагностики

В том случае, если у женщины регулярный менструальный цикл, то при трансвагинальном УЗИ распознавание эмбриона происходит не позднее 6 недель. Если же цикл непостоянный, то определить точный срок по месячным нельзя.

Сердечная мышца эмбриона начинает сокращаться с 3 недель и 4 дней. Уловить стук сердца лучше с помощью вагинального датчика. Иногда бывает, что на этом сроке ничего в яйце не видят, тогда рекомендуют прийти еще одно УЗИ примерно через неделю, а то и две. Частота сердечных сокращений (ЧСС) позволит уточнить срок беременности.

Если через неделю, в 6–7 акушерских недель по-прежнемув яйце ничего не будет просматриваться и прослушиваться, то врачи поставят предварительный диагноз — анэмбриония. Однако и в этом случае гинекологи советуют не спешить и пройти дополнительное обследование несколько позже, ещё через неделю, особенно при нерегулярном цикле.

Почему при обследовании не видно плодного яйца

Будущие матери часто задают один и тот же вопрос: когда на УЗИ видно плодное яйцо? Нередки случаи, когда на 8 или даже 12 неделе сердцебиение плода не прослушивается и его самого не видно. Не стоит отчаиваться! Ультразвуковая диагностика не всегда дает 100% информацию. На результат может повлиять множество факторов, как технических, так и человеческих. Врачами рекомендовано проводить несколько исследований для подтверждения полученной информации. Это не только УЗИ, но и лабораторные анализы, гинекологические осмотры.

Как ни прискорбно осознавать, но неточности ультразвуковой диагностики прервали жизнь не одного малыша, и все-таки это единичные случаи, встречающиеся не так часто. В основном УЗИ дает достоверный результат, а при опасности возникновения замершей или внематочной беременности необходимо пройти более глубокое обследование.

Если УЗИ не обнаруживает эмбрион в плодном яйце, необходимо провести анализ крови на ХГЧ (хорионический гонадотропин человека). При положительной динамике уровень этого гормона повышается пропорционально неделям гестации. Нельзя исключать возможность неправильного исчисления срока. Возможно, он мал для того, чтобы увидеть плод на приборах. Врачи считают срок беременности акушерскими неделями, то есть с первого дня менструации включительно, так что ошибки в подсчетах встречаются часто. Стоит обратиться в другое медицинское учреждение и снова пройти УЗИ и анализы. Не торопитесь соглашаться на чистку, пока не исчерпаете все возможные варианты.

Как часто Вы обращаетесь к врачу по своему здоровью или здоровью ребенка?
Постоянно слежу за здоровьем и прохожу плановые приемы, чтобы быть в курсе всех изменений в организме.
36.23%
Только когда появляются симптомы или боли.
38.41%
Когда накопится несколько проблем со здоровьем тогда обращаемся, нечего лишний раз туда ходить.
25.36%
Проголосовало: 138

То, на какой неделе видно эмбрион на УЗИ, а не только плодное яйцо, его окружающее, во многом зависит от индивидуальных особенностей организма и места закрепления яйцеклетки в матке. Немаловажную роль играет современное оборудование. Обычно эмбрион показывается на 6-7 неделе после зачатия.

  • УЗИ негативно влияет на внутриутробное развитие плода. Нет никаких доказательств, подтверждающих или опровергающих этот факт. Ученые и врачи сходятся во мнении, что всего должно быть в меру. При нормальном течении беременности достаточно 3 плановых УЗИ-обследований. Только при патологиях или угрозе выкидыша количество исследований может быть увеличено. Часто УЗИ не рекомендуют делать на ранних сроках беременности, а вот ближе к родам можно пройти 3D-обследование и получить картинку на память. Плод на последних неделях уже сформировался, и ультразвуковые волны не причинят ему вреда.
  • Под влиянием ультразвуковых волн изменяется ДНК. Во время проведения УЗИ волны проникают к объекту и отталкиваются от него, что позволяет сформировать картинку. Весь процесс создает только механическое колебание тканей внутри утробы матери. Исследования на беременных мышах не выявили никаких генетических изменений, вызванных применением ультразвука.
  • Противоестественный характер УЗИ. Это вопрос субъективного восприятия. Диагностика является добровольной процедурой, желание ее пройти зависит только от родителей будущего малыша.
  • УЗИ — это эксперимент. В этом есть доля правды. Изучение пренатальной жизни плода дает массу материала для научной работы. Полученные знания и опыт позволяют спасать жизни матерей и детей по всему миру.

В любом случае для проведения УЗИ-диагностики необходимо согласие матери. Главное — следить, чтобы врач использовал современное оборудование с низким уровнем излучения.

Безопасно ли УЗИ на стадии формирования эмбриона

Метод обследования волнами высокой частоты не инвазивный, он позволяет относительно безопасно наблюдать за развитием ребенка. Однако, несмотря на подтвержденную безвредность для зародыша, рекомендуют проводить сеанс УЗИ кратковременно, не более 15 мин. В период формирования органов и систем опытные врачи стараются не затягивать время диагностики, не задерживают датчик на одном месте надолго.

За период беременности женщина делает не менее 3-х обследований УЗИ. Каждый скрининг включает себя ультразвуковое сканирование и анализ крови. Позже, наблюдая за тем, как протекает беременность, врач решает, насколько требуются дополнительные сеансы УЗИ.

Виды ультразвуковой диагностики

Особо эффективными на ранних неделях беременности считают трансвагинальное и трансабдоминальное обследования. Такое УЗИ позволяет рассмотреть место расположения плодного яйца в полости матки. Исследование позволяет определить и внематочную беременность.

Не всегда при помощи ультразвука можно увидеть оболочку плода, даже на 5 неделе. Даже если не видно эмбриона, опытный специалист должен заметить характерное при беременности утолщение стенок матки. Процедура проводится повторно через 1-2 недели по назначению врача.

Информацию о пренатальном развитии ребенка можно получить при помощи следующих видов ультразвуковой диагностики:

Диагностика с использованием объемного изображения позволяет рассмотреть малыша, его личико, ручки, ножки — ту часть тела, которой он захочет повернуться. Такое УЗИ проводят на более поздних сроках беременности, когда организм ребенка более или менее (в зависимости от количества недель) сформирован. Это цветное исследование, чаще всего малыш показывается в золотистом цвете.

Исследование допплером позволяет оценить кровеносную систему плода, а также обследовать матку и плаценту. Такое УЗИ может быть назначено врачом на любом сроке беременности. Оно дает возможность подтвердить или опровергнуть порок сердечной системы, исключить замершую беременность, проверить работу сердца плода. На более поздних сроках допплерография может указать на нехватку кислорода.

Кардиотокография (КГТ) определяет уровень кислородного голодания плода, регистрирует спокойное сердцебиение ребенка под влиянием изменений, происходящих в матке. При необходимости обследование назначается наблюдающим гинекологом.

11-я неделя

К одиннадцатой неделе токсикоз постепенно начинает проходить. Интенсивная гормональная перестройка ещё продолжается, но внешние изменения едва заметны. Ещё остаются перепады настроения, раздражительность, рассеянность, утомляемость, забывчивость. Будущая мама будто витает в облаках.

На одиннадцатой или двенадцатой неделе назначается первое плановое УЗИ. Его цель – определить общее развитие плода, а также замерить воротничковое пространство плода (ВП) и копчиково-теменной размер (КТР).

Показатель КТР определяется для того, чтобы определить примерный срок беременности и общее развитие будущего малыша. Данные ВП помогают определить риск хромосомных отклонений у плода (одно из известных заболеваний — синдром Дауна). Что из себя представляет воротничковое пространство? Это небольшая складка кожи сзади, на шее. Размер этой складки не должен превышать 2 мм на сроке 11 недель. Данное исследование нужно обязательно провести вовремя, так как со временем размер эмбриона по неделям беременности увеличивается, складка разглаживается и диагностику провести уже невозможно.

На УЗИ можно хорошо рассмотреть ребенка. Отчетливо проявилась шея, и ребенок может приподнимать голову. Голова по-прежнему большая, а ноги короче рук. Ребенок много двигается, но мама ещё не может этого почувствовать. Глазки его ещё закрыты, но он уже умеет глотать.

Причины и признаки формирования плодного яйца без эмбриона

Плодное яйцо без эмбриона довольно часто диагностируется в матке даже у совсем молодых и здоровых женщин. Какова причина данной патологии, лечится ли это, как избежать такого рода замершей беременности?

Начнем с того какие плодное яйцо без эмбриона причины имеет. Их довольно много и установить точную удается крайне редко. Это могут быть различные инфекции, в том числе и передающиеся половым путем, хромосомные и генетические нарушения, токсическое воздействие и т. д. Минимизировать вероятность ситуации, когда диагностируется отсутствие эмбриона в плодном яйце, можно, если планировать беременность заранее. Обязательно пролечить все инфекции до зачатия и принимать фолиевую кислоту. Последняя рекомендация должна беспрекословно выполняться женщинами старше 35 лет, так как риск хромосомных нарушений у плода в их случае (возраст) намного выше.

Какие плодное яйцо без эмбриона признаки может подавать? На небольших сроках, до 7-8 недель нередко никаких. Могут возникнуть кровянистые выделения, если уже начинается выкидыш. Даже при гинекологическом осмотре врач не сможет точно сказать — пустое плодное яйцо у пациентки или с эмбрионом. Поставить данный диагноз можно с высокой точностью только при ультразвуковом обследовании, выполненном на хорошем оборудовании. Ведь имплантация плодного яйца в этом случае ничем не отличается, да и все признаки беременности присутствуют.

Читайте также:  С какой степенью лёгких можно родоразрешать

Анэмбриония (отсутствие эмбриона в плодном яйце) может быть диагностирована уже на 5-6 неделе беременности, в случае проведения обследования на высокоразрешающей аппаратуре. Срок беременности рассчитывается с первого дня последних месячных. То есть увидеть эмбрион врач сможет уже на 1-2 неделе задержки.

Однако нередко бывают ошибочные диагнозы. Поэтому для получения точного ответа на вопрос может ли быть плодное яйцо без эмбриона в вашем случае (при получении положительного ответа при одном обследовании), нужно проверить присутствие эмбриона в плодном яйце через несколько дней на другом оборудовании (условие необязательное, но желательное, если есть сомнения в квалификации врача, качестве аппарата УЗИ). Ошибки могут случаться из-за слишком маленького срока беременности и поздней овуляции, ожирения будущей мамочки, локального тонуса матки — все это может приводить к ошибкам в измерении размера плодного яйца. Поэтому не спешите соглашаться на процедуру хирургического выскабливания полости матки или вакуум-аспирации.

На вопрос — может ли плодное яйцо расти без эмбриона, можно ответить с уверенностью — да. При анэмбрионии, как правило, эмбрион вырастает до размера всего 1-2 мм, и практически никогда не виден при УЗИ-обследовании. Если плодное яйцо достигло диаметра 16-20 мм и продолжает расти (в этом случае за счет скопления в нем жидкости), а эмбриона не видно — врач констатирует анэмбрионию. Если плодное яйцо имеет меньшие размеры, но деформировано — это не повод ставить угрозу выкидыша или замершей беременности, так как деформировано оно бывает, чаще всего, из-за локального тонуса матки, безобидного состояния, возникающего как реакция на прикосновения УЗИ-датчика.

Если вам поставили диагноз «анэмбриония» впервые — нет никакого повода для волнения и чрезмерно тщательного обследования (если есть уверенность в отсутствии тяжелых заболеваний и инфекций). К сожалению, каждая восьмая беременность по статистике заканчивается замиранием, выкидышем или гибелью эмбриона на ранних сроках. И чаще всего виноваты в этом спонтанные хромосомные мутации, возникающие во время слияния яйцеклетки и сперматозоида. Никто в этом не виноват. Обратиться к генетику и пройти тщательное обследование (кариотипирование обоих партнеров) следует в случае повторения ситуации более 3 раз.

Как увидеть эмбрион

Если тест показал наличие беременности, то убедиться в этом поможет обследование на ультразвуковом сканере. Диагностику УЗИ проходят в женской консультации или в частном медицинском центре.

Для осмотра в 1 триместре важно, чтобы аппарат УЗИ, имел высокое разрешение и широкие функциональные возможности, к тому же немаловажную роль играет квалификация врача. В 4–5 недель сформировавшийся плодный мешочек очень мал и слабо виден, его размер — всего 1–2 мм

Для понимания медицинского языка важно знать, что гинекологи измеряют сроки вынашивания ребенка в акушерских неделях, от первого дня последних месячных. Поэтому разница между акушерским и реальным сроками зачатия малыша составляет 2 недели

Вредно ли УЗИ при беременности

Очень часто на форумах можно встретить мнение, что УЗИ во время беременности, а особенно в первом триместре, очень вредно. Даже приводятся примеры — «в прошлую беременность я сделала УЗИ и плод замер, а в эту не делала УЗИ и все отлично». На самом деле это субъективное мнение, основанное на случайном совпадении. Исследований на эту тему проводится очень много, но пока никто не смог доказать конкретный вред, который приносят ультразвуковые волны малышу в утробе; как, допустим, доказан вред рентгеновских лучей. Конечно, не стоит фанатично ежедневно, еженедельно делать УЗИ, но и игнорировать это исследование из-за его мифического вреда тоже не стоит.

Первые ультразвуковые исследования при беременности для большей точности делают вагинальным датчиком. Никакой специальной подготовки не требуется.

12-я неделя

Двенадцатая неделя – последняя неделя первого триместра, самого ответственного периода беременности. Успешно произошло оплодотворение, имплантация, сформировалась плацента и все органы и системы.

Проходит тошнота и утренний токсикоз. Самочувствие будущей мамочки улучшается, прекращаются перепады настроения и сонливость.

Животик может слегка выдаваться, но это не заметно для окружающих. Ребенок полностью сформировался, органы и кишечник заняли свои места в брюшной полости. Мочевыделительная система работает и выводит все отходы через организм матери. Сформировавшийся язык уже может распознавать вкус, на пальчиках появились отпечатки. Размер плода — от 52 до 65 мм, вес – 14 г.

На УЗИ на этом сроке иногда удается определить пол ребенка. Половые органы девочки и мальчика различаются, но точный результат можно получить только позже, при следующих исследованиях.

Во втором и третьем триместре малыш продолжит расти и развиваться, а его органы будут совершенствоваться.

На УЗИ на этом сроке иногда удается определить пол ребенка. Половые органы девочки и мальчика различаются, но точный результат можно получить только позже, при следующих исследованиях.

Особенности физиологии и адаптации к условиям жизни вне утробы матери недоношенных детей.

Согласитесь, что лучше знать «слабые места» малютки. Тогда можно создать необходимые условия для выхаживания недоношенного малыша, а также заложить прочный фундамент для его здоровья.

При этом следует помнить, что на созревание органов и систем крохи, родившегося намного раньше предполагаемого срока, влияет несколько моментов:

  • Степень недоношенности
  • Наличие заболеваний и/или пороков развития
  • Насколько ребенок приспособился к новым условиям жизни

Мы продолжаем цикл статей об особенностях детей, рожденных раньше положенного срока. Вы можете прочесть публикации:

Особенности физиологии недоношенных детей

Разумеется, в одной статье невозможно описать все особенности органов и тканей недоношенного ребенка, поэтому рассмотрим лишь основные моменты. Причем во многом они зависят от срока гестации: чем он меньше, тем больше выражена незрелость органов и систем.

Поэтому у глубоко недоношенных детей сильнее страдает работа организма в целом. Также у них имеется высокий риск развития различных заболеваний, которые нередко тяжело протекают.

Тогда как малыши с I и II степенью недоношенности куда лучше подготовлены к жизни вне утробы матери.

Нервная система — в ответе за все

На момент рождения отделы нервной системы сформированы даже у глубоко недоношенных детей, но их созревание не завершено.

Нервные клетки и волокна

Нервное волокно — некий провод, который отходит от нервной клетки, а по нему передается нервный импульс (команда) от центральной нервной системы (спинного и головного мозга) к органам и тканям. Для этого необходим миелин — вещество, покрывающее снаружи нервные волокна, но у недоношенного малыша его недостаточно.

Поэтому пока не закончится «одевание» нервных волокон в миелиновую оболочку, передача нервного импульса нарушена, что значительно ухудшает работу организма в целом.

Однако даже у доношенного ребенка не все нервные волокна покрыты миелином, а их «одевание» в норме продолжается обычно до 3-5 месяцев жизни. Тогда как у недоношенного малыша этот процесс протекает длительнее, а в некоторых случаях затягивается на несколько лет.

Головной и спинной мозг

На 28-36 неделе появляются крупные извилины коры головного мозга, но мелких борозд еще немного.

Слабо развиты мозжечок (отвечает за координацию движений) и продолговатый мозг (в нем находится дыхательный и сосудодвигательные центры).

Кора головного мозга незрелая и быстро истощается.

Тогда как спинной мозг у крохи несколько лучше развит и более зрелый, нежели головной.

В силу таких особенностей нервной системы у крохи движения хаотичные и размашистые. Малыш вздрагивает, у него замедлена реакция на раздражители, мышечный тонус и двигательная активность в основном понижены, имеется непостоянный тремор (дрожание или мелкое подергивание) ручек и ножек, подбородка.

Сосуды головного мозга

Расположены хаотично, а соединения между ними развиты слабо. Сами стенки сосудов недостаточно эластичные и прочные, поэтому легко спадаются либо сужаются (возникает спазм). Кроме того, нарушен отток крови из головного мозга.

Из-за таких особенностей сосудов головной мозг плохо обеспечивается питанием. Также имеется высокий риск развития гипоксии (кислородного голодания), нарушения кровообращения (ишемии) и кровоизлияния в ткани головного мозга.

Наиболее часто такие состояния возникают во время родов — в момент, когда нагрузка на головку крохи колоссальная. Поскольку ни малыш, ни родовые пути матери не готовы к родам.

Однако Природа не оставила малютку без защиты: примерно до 34-36 недель имеется специальная зародышевая нервная ткань в боковых желудочках головного мозга. В случае кровотечения, разрыва сосудов или образования тромбов, она способна растворять кровяные сгустки и кровоизлияния, а также «чинить» повреждения.

Врожденные или безусловные рефлексы

Как правило, вызываются, но чем меньше срок гестации, тем они слабее и быстрее угасают.

Глотательный рефлекс появляется примерно на 11-12 неделе внутриутробного развития, а сосательный — на 29 неделе. Поэтому у глубоко недоношенного малыша они могут отсутствовать — показание для кормления через зонд.

Тогда как у ребенка с умеренной степенью недоношенности сосательный и глотательный рефлексы присутствуют. Однако их сила понижена, поэтому малыш нередко сосет «впустую»: внешне он выполняет энергичные сосательные и глотательные движения, но молока высасывает мало.

Кроме того, из-за незрелости нервной системы примерно до 32-34 недель нарушена координация сосания и глотания с дыханием, что, безусловно, затрудняет кормление.

В норме сосательный рефлекс исчезает примерно к возрасту одного года, а глотательный остается на всю жизнь.

овый рефлекс — попытка ребенка найти еду при прикосновении к углу рта. При этом он поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает ротик, опускает нижнюю губку и пытается найти пищу. У умеренно недоношенного ребенка он слабый, а у глубоко недоношенного малыша отсутствует.

овый рефлекс сохраняется в норме примерно до 3-4 месячного возраста, затем угасает, поскольку ребенок уже ищет пищу глазами.

Хватательный рефлекс проявляется тем, что если вложить в ладонь доношенного младенца палец, то он крепко цепляется за него.

Однако у недоношенного малыша обычно этот рефлекс появляется лишь к 32 неделе, но он слабый, а на 36-37 неделе вызывается отчетливо.

Хватательный рефлекс сохраняется примерно до четырехмесячного возраста, затем постепенно угасает.

Остальные рефлексы (например, защитный, Моро и другие) в основном оценивает врач при осмотре.

Поведение, состояние сна и бодрствования

Малыш, родившийся до 28 недель, почти все время спит, но при прикосновении или смене положения тела он просыпается, начинает двигать руками и ногами, открывает глаза, либо реагирует гримасой и негромким плачем. Однако у него быстро наступает истощение, поэтому такое состояние длится всего несколько минут, затем малютка вновь засыпает.

Кроха, родившийся на сроке 32 недели и более, самостоятельно просыпается, а затем какое-то время бодрствует. В этом возрасте начинает формироваться смена сна и бодрствования.

К 35-37 неделе появляется отчетливый самостоятельный и громкий крик, а периоды бодрствования удлиняются.

Конечно, малыш, рожденный намного раньше срока, отличается от доношенного ребенка. Однако при создании оптимальных условий для выхаживания шансы на благополучный исход гораздо выше. Именно об этом мы и поговорим в следующем материале.

Кроме того, из-за незрелости нервной системы примерно до 32-34 недель нарушена координация сосания и глотания с дыханием, что, безусловно, затрудняет кормление.

Привожу статью, полностью с ней согласна.

Читайте также:  Риск развития уродства у плода при при кт на сроках 1 неделя

К слову как педагог, психологией занимаюсь как в профессиональной деятельности, так и в сфере личных интересов — поэтому не нужно ее воспринимать как копирование безмозглой домохозяйки и фанатки ГВ.

Каждая фраза статьи полностью подтвержается современными концепциями психологии новорожденных и детей малого возраста. Поэтому прощу не спорить — Уважаемые мамы ИВ, которые не совсем адекватно иногда реагируют на подобные посты, я пишу для тех кто согласен с данной точкой зрения и хочет узнать что то новое по теме, и для тех кто еще не определился, и возможно заинтересуется коцепциями психологически обоснованного естетвенного родительтва.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные — и приведеннные возрастные рамки показывают минимальный и максимальный возраст угасания данного рефлекса).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
Сосание посторонних предметов:
• пальца (самое распространенное);
• материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
• канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
• собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
• любимых игрушек, и прочего.
Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны » источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя » (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают » активную и пассивную » формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма — болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко — выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата — снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются — он совершает поступательные движения — вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки — она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
— Трещины, ссадины, травмы сосков
— Лактостаз, мастит
— Недостаток или избыток молока;
— Маленький набор в весе;
— Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
— Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
— Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало — цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка — он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются — он совершает поступательные движения — вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки — она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Ребенок рождается с определенным набором врожденных рефлексов. В прошлом, они позволяли малышу выжить, а сейчас, служат показателем нормального развития.

Неонатальные рефлексы новорожденных детей формируются во время внутриутробного развития, благодаря им новорожденный неосознанно выполняет необходимые для выживания действия, которые функционируют и постепенно угасают до шестого месяца жизни. Если они сохраняются дольше, это может указывать в лучшем случае на незрелую нервную систему, а в худшем — аномалии развития. Сохранение примитивных реакций дольше года приводит к нарушению модели поведения, доминирующей над сознанием.

Сосание и глотание

Новорожденный тренирует эти действия, еще находясь в уютном животике мамы, позже они помогают ему питаться и способствуют снятию стресса. Рефлекс сосания ослабевает ближе к трем годам, как правило, это совпадает с прекращением грудного вскармливания. В этом же возрасте, кроха самостоятельно отказывается от пустышки, возвращение к ней возможно при стрессовых ситуациях.

Рефлекс поиска

Если прикоснуться к щечке или уголку рта новорожденный повернет головку в сторону раздражителя и откроет ротик в поисках материнской груди. Реакция ослабевает после кормления, полностью исчезает после третьего месяца жизни. Сохранение поиска на более продолжительное время связано с осязательной гиперчувствительностью в области рта и незрелой нервной системой, что затрудняет развитие правильных движений для принятия твердой пищи.

Рефлекс Моро

Иногда еще называют рефлексом испуга или объятий, который развивается в третьем триместре беременности и может отсутствовать у детей рожденных раньше срока. Вероятно, это остаток первоначального побуждения схватить мать в момент опасности — активируется ответ борьбы и бега, высвобождая гормоны стресса. Другими словами, это автоматическое действие на громкий звук или внезапное движение рядом. Во время испуга малыш резко вскидывает ручки вверх, а на лице появляется выражение удивления или страха.

В норме он угасает после четвертого месяца жизни, более продолжительное функционирование говорит о повышенной чувствительности нервной системы. Сохраненная реакция препятствует контакту с окружающим миром или напротив, приобретаются черты излишней активности и склонности к доминированию.

Читайте также:  Постоянное желание к мочеиспусканию у женщин после родов

Хватательная реакция

Если прикоснуться к ладони новорожденного, он сожмет пальчики в кулачки стараясь ухватиться за раздражитель, новорожденного можно поднять над поверхностью стола, когда он захватывает пальцы взрослого (рефлекс Робинсона). Неугасший после первого полугодия, он приводит к нарушению речи и несформированной мелкой моторике, причиной задержки врожденного действия может быть гиперчувствительность ладоней.

Асимметричный шейный тонический

Действует с 18 недели жизни плода и сохраняется до шестого месяца жизни. Когда новорожденный поворачивает голову, его ручки и ножки со стороны лица остаются прямыми, а со стороны затылка сгибаются. Это очень важный рефлекс, поскольку он тренирует мышцы плода и облегчает процесс прохождения по родовому каналу. Также он способствует гибкости тазобедренных суставов и плечевого пояса.

Новорожденный, у которого данный рефлекс не угасает, будет иметь проблемы с навыком ползания и ходьбы — малыш может использовать правую ногу и левую руку как доминирующие из-за чего во время ходьбы или прыжка он будет выполнять односторонние движения вместо чередующихся. Ярко выраженный асимметричный шейный тонический рефлекс может быть признаком ДЦП.

Рефлекс Галанта

Рефлексы новорожденных детей включают реакцию на прикосновение. Формируется она после 20-й недели беременности жизни, а исчезает между 3 и 9 месяцем. Когда кто-то прикасается к спинке малыша лежащего на животике, он выгибает спинку в сторону раздражителя. Рефлекс должен быть одинаковым с обеих сторон спины. Сохранение, отрицательно сказывается на походке, а также способствует развитию сколиоза.

Рефлекс походки

Новорожденный показывает первые шаги в вертикальном положении с поддержкой под ручки, однако этот навык не имеет ничего общего с настоящей ходьбой. Такая походка исчезает в течение нескольких месяцев после рождения. Если она остается после первого полугодия, это может быть следствием гипертонуса. Некоторые родители специально не дают рефлексу угаснуть, полагая, что это ускорит приближение первых самостоятельных шагов. Однако, эти действия приводят к проблемам с формированием естественных изгибов стопы и позвоночника.

Рефлекс Бабинского

Раздражение кожи на наружном крае подошвы вызывает автоматическое выпрямление и сгибание пальцев ног, у взрослых и детей старшего возраста рефлекс демонстрирует серьезные нарушения, но у детей раннего возраста он является естественным явлением. В норме он проявляется в 2-3 — недельном возрасте или позже и исчезает около года.

Рефлекс кляпа

Новорожденный выталкивает языком твердые предметы, защищая свои дыхательные пути. Рефлекс кляпа угасает к 5-6 месяцу. Более раннее угасание обусловлено прорезыванием зубов и активной познавательной функцией. Если он сохраняется дольше шести месяцев, ребенку будет сложно перейти на новый вид питания.

Защитные реакции

Некоторые рефлексы у новорожденных автоматические, они призваны защищать от угроз здоровью. Так, новорожденный повернет головку набок, когда его положат на животик, задержит дыхание, если направить струю воды на лицо и зажмурится, если на него подуть. Перечисленные реакции у детей с повреждением нервной системы могут отсутствовать.

Проверка рефлексов осуществляется еще в роддоме, если некоторые из них отсутствуют, выражены слабо или чрезмерно врач предполагает нарушение развития, у недоношенных детей выраженность врожденных реакций слабее, поэтому здесь диагноз ставит только специалист. Когда невролог после профилактического осмотра говорит, что новорожденный здоров, родители должны доверять ему или при возникших сомнениях проконсультироваться у другого специалиста.

Действует с 18 недели жизни плода и сохраняется до шестого месяца жизни. Когда новорожденный поворачивает голову, его ручки и ножки со стороны лица остаются прямыми, а со стороны затылка сгибаются. Это очень важный рефлекс, поскольку он тренирует мышцы плода и облегчает процесс прохождения по родовому каналу. Также он способствует гибкости тазобедренных суставов и плечевого пояса.

Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы. Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние. При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Причины аномальной реакции на вызов рефлекса

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • ДЦП.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

Как выработать рефлексы?

Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.

Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.

Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.

http://ekovsem.ru/other/kogda-viden-embrion-v-plodnom-ajce.htmlhttp://www.u-mama.ru/read/obaby/forone/born/8669-nedonoshennyy-rebenok-osobennosti-nervnoy-sistemy.htmlhttp://www.baby.ru/blogs/post/176068712-41729972/http://maminmayak.ru/osnovnyie-refleksyi-novorozhdennyih-kak-proyavlyayutsya-sroki-ugasaniya/http://o-krohe.ru/novorozhdennyj/refleksy/

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Первая энциклопедия о детях для родителей