Психомоторное развитие детей первого года жизни

Большинство родителей знает, что в развитии детей должны существовать определенные нормы. Имеются в виду маленькие дети в возрасте до 1 года. Определить задержку в развитии раннего возраста, полагаясь на опыт, могут лишь многодетные родители, которым уже приходилось все это проходить ранее. Таким образом, проводится сравнение уровня развития одного ребенка со старшими детьми. К сожалению, не все родители имеют большой опыт со своими маленькими детьми, к тому же банального наблюдения за поведением чужих малышей на игровых площадках будет недостаточно. По этим причинам можно понять то беспокойство, которым обычно страдают родители по поводу роста своего ангелочка.

Психомоторное развитие ребенка – что это?

Если говорить простыми словами, то это улучшение интеллектуальных и двигательных навыков малыша. Они зависят от количества лет и генетических особенностей.

Полноценное и гармоническое формирование зависит от усовершенствования:

  • органов зрения, обоняния и слуха в гармоничном порядке;
  • мелкой и крупной моторики тела;
  • всей мышечной группы (имеется в виду, тренировка);
  • социальных контактов у ребенка;
  • общего мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.

Основные этапы

Характерными чертами психомоторного развития детей раннего возраста является сохранения позы «эмбриона», так называемой внутриутробной позы, а также повышенный мышечный тонус (подробнее в статье: как лечится повышенный тонус мышц у ребенка?). Новорожденный малыш использует изначальные рефлексы, такие как: глотательный, хватательный, дыхательный и поиск соска. Спустя 2-3 года на место безусловных рефлексов станут условные – так называемый, личный опыт малыша.

Первые 6 месяцев

Во время первых тридцати дней должны наблюдаться следующие возможности:

  • ребенок сможет на несколько секунд приподнять свою голову, лежа на животике;
  • будет искать губами мамин сосок;
  • резкие сторонние звуки будут сопровождаться его активной реакцией;
  • происходит фиксация взгляда на определенных предметах;
  • во сне малыш начинает сосать свою ручку;
  • наличие эмоций в виде плача, мимики или крика;
  • активизируется хватательный рефлекс;
  • источники света привлекают ребенка, поэтому он поворачивает к ним голову.

Во время следующих тридцати дней малыш пытается научиться:

Спустя три месяца физиологический гипертонус пропадает, как и некоторые рефлексы. На этом этапе ребенок способен на:

  • удерживание поднятой головы, опираясь предплечьями в кровать;
  • держание в ручке игрушек или других небольших предметов;
  • многие дети в этом возрасте постоянно тянут игрушки ко рту;
  • поворот головы, реагируя на звуки;
  • смех и радость без явной на то причины;
  • общение с ребенком сопровождается его «оживлением».

Второй триместр

Рост интенсивности проявления способностей малыша продолжает расти до 4-го месяца. После этого на замену комплекса оживления приходит поведение в более сложной форме.

Для четвертого месяца характерными считаются следующие умения:

  • ребенок начинает рассматривать окружающие его предметы, брать в руки и ставить игрушки;
  • он может самостоятельно играть на протяжении длительного времени;
  • переворот на сторону – это уже не проблема;
  • приближаясь к какой-нибудь опоре, малыш выбрасывает перед собой руки;
  • ребенок может вести визуальное слежение за знакомым человеком;
  • он может смеяться.

Подходя к пятому месяцу, ребенок уже спокойно может отличить своих от чужих, также он начинает упорно сопротивляться при любых попытках отобрать его любимую игрушку. Различные ситуации вызывают у него массу разных эмоций.

Способности малыша постоянно увеличиваются, теперь он легко может:

Выросший до 6-месячной отметки, малыш может:

Как часто Вы обращаетесь к врачу по своему здоровью или здоровью ребенка?
Постоянно слежу за здоровьем и прохожу плановые приемы, чтобы быть в курсе всех изменений в организме.
35.38%
Только когда появляются симптомы или боли.
39.23%
Когда накопится несколько проблем со здоровьем тогда обращаемся, нечего лишний раз туда ходить.
25.38%
Проголосовало: 130
  • садиться самостоятельно;
  • перевернуться на правый или левый бок;
  • уверенно стоять на четвереньках;
  • ходить на короткие дистанции со сторонней поддержкой;
  • стоять по несколько секунд, придерживаясь за опору.

Он может распознать свое имя, реагируя на него, выговаривать разные слоги, например «ба-ба» или «да-да». Практически пропадает необходимость в кормлении, поскольку ребенок уже самостоятельно пьет воду или молоко из кружки, а также сам кушает печенье.

Вторые 6 месяцев

Седьмой месяц – это возможность научиться следующему:

К характерным особенностям детей в этом возрасте стоит отнести возможность различать людей и боязнь незнакомцев, а еще они уже могут самостоятельно кушать из ложки. Малыш с легкостью узнает игрушки и некоторые предметы интерьера, обожает всеми известную игру под названием «прятки». Любит постучать предметами по игрушкам или об пол или прятать их (игрушки) в какую-нибудь коробку.

Восьмимесячный малыш проявляет большую активность в движениях, быстро ползает по полу, а также уверенно ходит с опорой. Поднимает небольшие предметы при помощи указательного и большого пальца.

Третий триместр

Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:

На данном этапе можно наблюдать звукоподражание – повторение ребенком услышанных ранее звуков и слов без понимания их значения. Исключением могут быть только слово «папа» или «мама». В некоторых случаях он может выговаривать и другие осознанные слова.

Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.

К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:

  • бросание мячика;
  • сборка игрушечной пирамиды;
  • самостоятельный поиск интересующих предметов;
  • активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
  • возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
  • произношение некоторых простых слов;
  • подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.

Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.

Задержка психомоторного развития

В качестве примера, которым должны руководствоваться родители при оценке темпа развития своего малыша, нужно брать умения и навыки, присвоенные ребенку с первого дня. Оказание внимания необходимым навыкам – это неплохой вариант, но при этом нельзя отказываться от периодических консультаций у врачей. При малейших подозрениях на замедление в психомоторном развитии ребенка нужно постараться сразу откинуть все причины, связанные с недостатками в воспитании.

Серьезная задержка психомоторного развития может быть обнаружена лишь внимательными родителями, когда реакция их ребенка на различные действия вокруг него кажется неадекватной. Провести оценку образовавшейся проблемы смогут лишь квалифицированные специалисты, проведя необходимые для этого наблюдения и тесты. Речь идет о таких врачах, как логопед, невролог и педиатр – лишь они смогут полностью разобраться и решить такую проблему, как отставание психомоторного развития детей раннего возраста.

Как лечится задержка в развитии?

Помимо стандартного медикаментозного лечения существуют и другие методы, связанные с терапевтическим воздействием на организм. Они помогут вылечить симптомы задержки.

К самым эффективным методам можно отнести:

  • нейропсихологическая коррекция;
  • вербальная стимуляция;
  • слуховая и зрительная стимуляция;
  • ТМС головного мозга.

Комплекс лечения задержки психомоторного развития в каждом случае подбирается индивидуально с учетом проблем и возможностей каждого ребенка. К примеру, ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) применяется для активации моторных, сенсорных и речевых центров головного мозга. Активно используются разновидности коррекций, в том числе и логопедический массаж.


Характерными чертами психомоторного развития детей раннего возраста является сохранения позы «эмбриона», так называемой внутриутробной позы, а также повышенный мышечный тонус (подробнее в статье: как лечится повышенный тонус мышц у ребенка?). Новорожденный малыш использует изначальные рефлексы, такие как: глотательный, хватательный, дыхательный и поиск соска. Спустя 2-3 года на место безусловных рефлексов станут условные – так называемый, личный опыт малыша.

Развитие движений (моторики) и развитие психики ребенка тесно связаны. Научившись держать голову, поворачиваться, вставать, ребенок получает больше возможностей для познания окружающего мира, а интерес ко всему, что он видит вокруг, стремление приблизиться к привлекающему внимание предмету, захватить рукой игрушку, выяснить, откуда идет звук становится стимулом двигательной активности.

Оценка развития ребенка, учитывает не только его двигательные навыки, но и эмоциональные реакции.

В 10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет и вздрагивает при резком звуке.

В 18-20 дней удерживает в поле зрения неподвижный предмет, лицо матери, успокаивается при сильном звуке.

В первые недели жизни ребенок часто и беспорядочно двигает руками и ногами. Из-за того, что мышцы-сгибатели пока сильнее мышц разгибателей, он лежит, прижав согнутые в коленях ноги к животу, а согнутые в локтях руки к груди, его пальцы часто зажаты в кулачок. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец (верхний хватательный рефлекс).

После месяца жизни наступает период, который врачи называют «комплексом оживления». Быстро двигает ручками и ножками. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Радостно реагирует на появление матери, появляется первая улыбка. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки и издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Плавно прослеживает движущиеся предметы.

В два месяца уверенно удерживает голову в вертикальном положении 1-2 минуты, поднимает голову, когда его кладут на живот. Начинает «гулить» — подолгу певуче произнося звуки типа «га», «гу», «гкха», отвечая ими на ласковое материнское «агу». Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Поворачивает голову в сторону голоса или звука. Сосредоточенно смотрит на неподвижный, привлекший его внимание предмет. Длительно следит за движущейся игрушкой. В три месяца лежа на животе, начинает приподниматься, опираясь на руки. При поддержке под мышками крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Громко смеется, когда с ним играют. Ищет глазами человека, издающего звук. В вертикальном положении сосредотачивает взгляд на лице взрослого или на игрушке.

В четыре месяца самостоятельно поворачивается со спины на бок. Охотно берется за протянутые к нему руки и, при поддержке садится. Потягивает руку за подвешенной игрушкой, стараясь подтянуть ее к себе. Стоит при поддержке под мышки. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. По-разному реагирует на спокойную и быструю мелодию. Узнает маму и радуется ей. В пять месяцев самостоятельно поворачивается со спины на живот. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Свободно берет и держит в руке удобные для захвата предметы. Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. Ест с ложки полу густую и густую пищу. Узнает голос матери. Различает тон, каким к нему обращаются: слыша ласковую, спокойную речь улыбается, когда говорят сердито, резко хмурится. Отличает по внешнему виду близких людей от чужих. Настораживается или даже плачет, увидев незнакомое лицо.

Читайте также:  Растутлибролерыотпшеницы

В шесть месяцев самостоятельно поворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Переступает ногами, когда его поддерживают под мышки. Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из чашки. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Произносит отдельные слоги, подолгу певуче повторяет их. По-разному реагирует на свое и чужое.

В семь месяцев свободно меняет положение тела в манеже или кроватке. Встает на четвереньки. Самостоятельно садится из положения лежа и недолго сидит без поддержки. Начинает ползать. Стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее. По просьбе взрослого ищет взглядом и находит знакомые предметы. Подолгу лепечет, повторяет за взрослыми простые слоги — «ба», «да», «па», «ма».

В восемь месяцев встает на ноги, ухватившись за перила манежа; переступает вдоль него, держась обеими руками. Много и быстро ползает. Долго занимается игрушками, подражая действиям взрослого. Ест корочку, которую сам держит в руке. По просьбе взрослого подает ему руку, машет при слове «до свидания». Громко и четко повторяет различные слоги. В девять месяцев переступает за коляской, держась за нее обеими руками. Переходит от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками. Катает, вынимает, открывает, нажимает, гремит различными предметами, в зависимости от их свойств. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее рукой. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Совершает плясовые движения под музыку. По просьбе взрослого находит знакомые предметы в разных местах. Знает свое имя и имена близких ему людей. Повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в его лепете.

В десять месяцев держась за перила, поднимается на невысокую горку и спускается с нее. По просьбе взрослого находит и дает знакомые предметы. Действия с предметами принимают устойчивый характер (мелкие предметы вкладывает в кастрюльку, открывает и закрывает крышку). Занимается с другим ребенком. Повторяет за взрослым новые слоги, которых нет в его лепете. В одиннадцать месяцев самостоятельно, без поддержки стоит. Балансируя руками, делает первые самостоятельные шаги. Начинает складывать пирамидку, снимая и надевая на стержень кольца. Пытается сам надеть носки, рубашку, шапочку. Радуется приходу детей. Называет начальными слогами некоторые игрушки, вещи. Начинает говорить односложные и двусложные слова — «на», «дай», «мама», «папа», «баба», «ав — ав», «кис — кис». В двенадцать месяцев ребенок ходит самостоятельно, без опоры. Выполняет четко данные поручения: найти, принести, положить на место. Понимает слова «можно», «нельзя». Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит). Различает предметы по форме, внешнему виду. Смеется и лепечет с ребенком, протягивая и отдавая ему игрушку. Легко подражает новым слогам. Хорошо произносит 5-10 слов.

Рефлекс — это закономерная ответная реакция организма в ответ на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС.

По характеру формирования рефлексы делятся на две большие группы: условные рефлексы, отсутствующие у новорожденных и длительно формирующиеся под влиянием различных раздражителей и специальных условий, и безусловные рефлексы — — сформировавшиеся к моменту рождения человека постоянно передаваемые реакции.

Среди них выделяют стойкие, пожизненные рефлексы — такие как глотательный, половой, сухожильный и рудиментарные рефлексы — такие как поисковый, сосательный, ладонно-ротовой, рефлекс опоры, хватательный и др., а также рефлексы, появляющиеся после рождения и не всегда проявляющиеся — такие, как например, верхний и нижний рефлексы Ландау.

Время исчезновения рудиментарных рефлексов и формирование новых рефлексов — важный момент в оценке психомоторного развития ребенка. Поэтому перед тем, как приступить к массажу и гимнастике грудного ребенка мы рекомендуем изучить эти механизмы для повышения эффективности и профессионализма работы.

Рефлекторное разведение пальцев стопы (рефлекс Бабинского).Выполнение — плотное поглаживание одним пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к мизинцу. В ответ на это движение пальцы стопы раздвигаются «веером». Рефлекс присутствует от 0 до 1,5 — 2 лет. Использование данного рефлекса очень эффективно и незаменимо при лечении плоскостопия. Нижний хватательный рефлекс. Выполнение — легкое нажатие кончиком большого пальца на подошву ребенка у основания пальцев. В ответ на это движение пальцы стопы поджимаются. Рефлекс присутствует от 0 до 8 месяцев. Очень эффективно использование данного рефлекса при лечении плоскостопия.

Верхний хватательный рефлекс.Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец, предмет.

овый рефлекс. При поглаживании одним пальцем подбородка, ребенок открывает рот и поворачивает голову в стороны. Рефлекс присутствует до 4 месяцев. Очень эффективно можно использовать рефлекс при лечении кривошеи.

Ладонно-ротовой рефлекс. При легком надавливании на подушечку дистальной фаланги большого пальца на руке, ребенок открывает рот, нагибает голову вперед и приподнимает плечевой пояс. Рефлекс присутствует до 3-4 месяцев, хорошо тренирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Рефлекс опоры.Если ребенка зафиксировать в положении стоя, он опирается на полную стопу, выпрямляет ноги и спину. Рефлекс присутствует до 1,5-2 месяцев.

Шаговый рефлекс «автоматическая походка».Зафиксировать ребенка в положении стоя, слегка наклонить вперед и протянуть носками стоп по поверхности стола. Ребенок будет автоматически шагать. Рефлекс присутствует до 1,5-2 месяцев. В 6-8 месяцев появляется осознанная походка.

Защитный рефлекс.В положении лежа на животе, ребенок поворачивает голову на бок. Рефлекс присутствует до 2-3 недель

Установочный рефлекс.В положении лежа на животе, ребенок устанавливает голову вертикально. Рефлекс присутствует с 3 недельного возраста. Рефлекс Ландау «парение». Под живот ребенка подвести обе руки до соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних ребер. Далее поднимаем малыша над столом. При этом ребенок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. Этот эффект присутствует до года.

Сосательный рефлекс.Так как питание — главная гарантия жизни ребенка, сосательный рефлекс является доминирующим рефлексом и его нужно рассмотреть более подробно. У ребенка существует рефлекторная потребность сосать. Даже сытый, он продолжает чмокать губами. Эти сосательные движения как бы успокаивают и расслабляют его. Занятый сосанием, ребенок быстро засыпает. У грудных детей, привыкших постоянно держать во рту пустышку, притупляется сосательный рефлекс, потому что к моменту кормления он бывает уже усталым от непрерывного сосания. Сначала он лениво и долго сосет грудь, а в дальнейшем просто отказывается то нее. Обеспокоенная мать предлагает ему тут же бутылочку с соской, боясь, что он остался голодным. И, как правило, ребенок охотно начинает сосать из бутылочки. Ведь не надо прикладывать никаких усилий, молоко льется в рот само! Сосательный рефлекс, как уже было сказано — доминирующий. Именно поэтому сосание способно тормозить все другие виды деятельности, подавлять двигательную активность. Большинство нормально развивающихся детей к году имеют определенный словарный запас. Дети, у которых во рту постоянно находится пустышка, как правило, в этом возрасте не говорят.И если ребенок продолжает сосать до двух, трех, а то и до четырех лет, то, возможны задержка развития речи, интеллекта, а также проблемы с дикцией.Конечно, безоговорочно отказываться от пустышки нельзя. Существует категория нервных, возбудимых детей, которые сильнее обычного реагируют на различные раздражители, внешние и внутренние. С помощью пустышки можно успокоить ребенка и отвлечь его внимание от раздражителей.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

По характеру формирования рефлексы делятся на две большие группы: условные рефлексы, отсутствующие у новорожденных и длительно формирующиеся под влиянием различных раздражителей и специальных условий, и безусловные рефлексы — — сформировавшиеся к моменту рождения человека постоянно передаваемые реакции.

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Читайте также:  Почему ребёнок 4.5 месяца стал кричать

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, ые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Речь – активный лепет, слоговая речь.

С беременностью и родами связано множество народных суеверий и примет. Чаще всего они передаются из поколения в поколение. Большинство из них нелепые. Но в некоторых можно найти логическое зерно. В статье мы рассмотрим наиболее распространенные приметы и суеверия.

Почему нельзя отказывать беременным?

Приметы основаны на том, что беременную женщину нельзя обижать. Причина в том, что девушка в положении может очень расстроиться. Это приведет к стрессу и лишним волнениям, а иногда и к слезам. Такие переживания не будут серьезными, но могут отразиться на развитии ребенка в утробе.

Дело в том, что во время стресса организм беременной вырабатывает гормон адреналин. Во время вынашивания ребенка гормональный фон работает нестабильно, поэтому отказ в чем-либо для женщины в положении может стать целой трагедией. Более того, он способен привести к серьезным нервным расстройствам и даже депрессии. Если потрясение происходит на ранних сроках, то у ребенка, возможно, будут пороки. А также существует риск появления сосудистой или сердечной недостаточности. Нередко страдает нервная система.

В старину беременную старались оберегать от всего плохого. Раньше говорили о том, что у человека, который обидит девушку в положении, заведутся вши в волосах или мыши в доме.

Обижать нельзя!

В Древней Руси, задолго до появления христианства, женщину обожествляли. Так как она дарила жизнь. Девочек с малых лет воспитывали с особым трепетом, заботой и наставлениями. Женский пол был максимально огражден от опасностей.

Старушка, которая дала жизнь своему ребенку, но не имевшая больше возможности рожать, оставалась в почете в своем роду. Более того, она могла принимать решения в совещаниях наряду с мужчинами.

Беременным девушкам нельзя было покидать свое родовое поселение, так как считалось, что в период вынашивания малыша они более подвержены влиянию нечистых сил.

Читайте также:  Почему у девочки 12 лет нет второй раз месячных

Вот почему нельзя отказывать беременной женщине. Приметы было запрещено нарушать, так как это могло повлечь за собой серьезные последствия. Более того, беременную женщину нельзя было оскорблять ни в коем случае. Иначе человек, осмелившийся на такой поступок, был бы сразу изгнан из своей родовой общины. Ответственность за благополучие своей супруги нес муж. Если с ней происходила беда во время вынашивания, то мужчине приходилось отвечать за это перед всем своим родом и богами.

Запреты и суеверия

Почему нельзя отказывать беременным ? Большинство людей не понимают, откуда взялись такие суеверия. Но, как мы выяснили ранее, негативное настроение девушки в положении может не лучшим образом сказаться на ребенке. Несмотря на то что мы живем в современном мире и женщина уже не ценится столь высоко, мужу все равно необходимо оберегать ее во время вынашивания совместного ребенка.

А в Древней Руси придумали целый перечень запретов для будущей роженицы:

  • Будущей мамочке нельзя было сидеть на пороге, так как он считался границей между двумя мирами.
  • Во время вынашивания ребенка нельзя стричь волосы. Так как их могут подобрать «темные» люди и нанести серьезный вред всему родовому племени.
  • Нельзя заниматься рукоделием, так как это принесет вред не только будущей мамочке, но и ребенку, который может родиться обмотанным пуповиной.

Считалось, что все эти приметы были обоснованными и их несоблюдение вполне могло нанести вред. В дальнейшем эти правила стали забываться. А сегодня большинство людей воспринимает их как сказки и суеверия.

Почему нельзя отказывать беременным в еде?

Считается, что если девушку, вынашивающую ребенка, не угостить едой, то в старости обидчик будет умирать в большой нужде. А у самой женщины могут быть сложные роды. Это объясняется тем, что организм мамы требует тех продуктов, которые необходимы для полноценного развития малыша. Поэтому будущая роженица должна есть то, что ей хочется, чтобы малыш родился абсолютно здоровым. Но важно помнить, что питание должно быть полезным и сбалансированным.

Так что перед тем как отказать беременной женщине, необходимо хорошо подумать над тем, к каким последствиям это может привести. Если отказ в дальнейшем можно объяснить и оправдать, то от обиды, которая очень остро воспринимается будущими мамочками, не избавиться.

Если о чем-то попросила.

Почему нельзя отказывать беременным в просьбе? Приметы — это не единственное объяснение. Дело в том, что женщины очень эмоциональны, а во время беременности все чувства только усиливаются. Поэтому, находясь рядом с девушкой в положении, очень важно контролировать свои слова и действия. Лучше всего подобрать максимально мягкий подход к ней.

Согласно приметам, беременным женщинам нельзя отказывать в просьбах, иначе вы рискуете понести за это наказание.

Если вы давно мечтаете о ребенке, вам необходимо выполнить хотя бы одну просьбу девушки в положении. И в скором времени вы забеременеете. Но это произойдет только в том случае, если вы мечтаете об этом всем сердцем. Без искреннего желания примета может не подействовать.

Игра с кошками

Приметы наших бабушек и прабабушек выделяют усатых и хвостатых животных. Они уверяют: если женщина в положении будет играть с котами, когда малыш вырастет, у него будет очень много недоброжелателей.

К сожалению, логическое зерно в этой нелепой примете есть. Дело в том, что кошки переносят серьезное заболевание под названием токсоплазмоз. Оно протекает без особых симптомов и его очень легко спутать с обычной простудой. Если у вас есть кошка, то сдайте ее кровь на анализы в ветеринарной клинике на токсоплазму — и тогда беда вас не коснется. Но гладить чужих животных во время беременности не стоит. Поберегите себя и своего малыша.

На время вынашивания плода женщине необходимо отказаться от ухода за домашним животным. Пусть этим занимается супруг или другие члены семьи.

Девочка забирает красоту у мамы

И такая примета когда-то была. На фоне гормональных скачков могут происходить серьезные изменения во внешности как в лучшую, так и худшую сторону. Но они никак не связаны с полом будущего ребенка. А зависят исключительно от общего состояния здоровья матери, ее питания, отдыха и прочих факторов.

У девушек в положении могут появляться пигментные пятна, высыпания или шелушения. Не стоит этого бояться, так как это временное явление и вскоре пройдет.

Прочие приметы

Вот мы и разобрались с вопросом, почему нельзя отказывать беременным. Рассмотрим приметы, которые сегодня можно услышать довольно часто:

  • Девушке, которая вынашивает ребенка, запрещается ходить на похороны и бывать на кладбище.
  • Беременным нельзя смотреть на пожар. Это огромный стресс для организма, поэтому не стоит подвергаться его влиянию лишний раз.
  • Нельзя смотреть на любое проявление уродства, так как это может негативно сказаться на внешности малыша.
  • Рассматривайте красивые картины и вещи. Тогда ребенок будет развиваться правильно и гармонично.
  • Не ругайтесь матом в присутствии беременной. Иначе ребенок может родиться с пигментным пятном или некрасивой родинкой.
  • Беременной нельзя вытирать руки кухонным полотенцем, так как будущий малыш может страдать от повышенного слюноотделения.

Полезная информация

Раньше считалось, что девушке в положении нельзя фотографироваться, а также позировать для портретов. Причина заключалась в том, что изображение остается неизменным, а значит, малыш в утробе может перестать развиваться. В худшем случае может даже погибнуть. Современный опыт и знания опровергают данную информацию. Более того, известные маги уверяют, что оказать такое сильное влияние на ребенка в утробе невозможно.

Ранее Церковь очень негативно относилась к определению пола будущего малыша до его рождения. Однако современная медицина напрочь вытеснила это суеверие. Но при этом нательный крест не рекомендуется снимать крещеной женщине не только во время вынашивания, но и в родах.

В прошлом девушкам, вынашивающим малыша, запрещалось есть яйца с двумя желтками, сросшиеся ягоды и фрукты. Считалось, что это может повлиять на рождение близнецов. Тогда рождение двух деток расценивалось как дополнительные хлопоты и проблемы. В современном мире родители радуются появлению близнецов или двойняшек.

Считалось, что во время беременности нельзя обижать животных, так как ребенок может родиться очень нервным. На Востоке верят в то, что если девушка в положении будет мало спать, то у ребенка будут проблемы со сном. Помимо этого, нельзя ссориться со свекровью, иначе можно навлечь беду на весь женский род в семье.

Несмотря на то что большинство примет кажутся нелепыми, беременным свойственно верить в них. Как показывает опыт, суеверия не работают. Для того чтобы родить здорового малыша, женщине необходимо следить за своим здоровьем, питанием и стараться больше отдыхать.

Беременным девушкам нельзя было покидать свое родовое поселение, так как считалось, что в период вынашивания малыша они более подвержены влиянию нечистых сил.

Беременность — это состояние, которое, с одной стороны, является прекрасным, так как внутри женщины развивается новая жизнь, а с другой, оно довольно сложное, так как в организме происходит множество изменений, иногда сказывающихся на физическом и психическом состоянии будущей матери. Кроме того, она заботится о том, чтобы сохранить ребенка, и поэтому требует к себе особого внимания.

А это иногда влечет за собой неадекватную реакцию со стороны окружающих. И некоторые люди иногда обижают беременных. Между тем делать этого нельзя ни по каким соображениям. Еще издавна на Руси существовал ряд примет, которые говорили о негативных последствиях для тех, кто нехорошо поступал по отношении к будущим матерям.

В Древней Руси

Еще до установления на Руси христианства к женщине относились как к существу священному, ведь она является источником жизни. И девочек, и девушек, и будущих мам воспитывали с особым трепетом и по особым правилам, усиленно оберегая их от опасности. В связи с этим беременным нельзя было выходить за пределы селения, чтобы не подвергать себя воздействию нечистой силы.

На оскорбление будущих мам был наложен запрет. Если кто-то осмеливался нарушить его, его ждало суровое наказание, вплоть до изгнания из общины. На мужчину возлагалась ответственность за благополучие жены перед богами и членами рода.

Запреты для беременных

Чтобы избежать кары, представители мужского пола установили запреты для самих беременных. Среди них были, например, следующие:

  • Будущей матери нельзя было сидеть на пороге, так как его считали границей между двумя мирами.
  • Запрещалось стричь волосы, так как их могли подобрать злые люди и нанести вред как самой женщине, так и всей семье.
  • Существовал запрет и на занятия рукоделием, так как ребенок мог родиться обмотанным пуповиной.

Кроме того, наши предки видели непосредственную связь между оскорблением беременной женщины и возможностью выкидыша.

Народные приметы

В дальнейшем многие правила забылись, но в народной памяти остались приметы и установки, связанные с беременными. Вот некоторые из них.

  • Обидевший женщину, носящую под сердцем ребенка, оскорбляет богов и будет сурово наказан.
  • Встретишь беременную на улице — будет тебе радость и прибыль, а если оскорбишь ее — жди неудачи в делах на многие годы.
  • Унижать женщину, находящуюся в положении, означает навлечь на себя разлад в семье, разорвать отношения с близкими.
  • Тот, кто нанесет физическое оскорбление, в скором времени либо тяжело заболеет, либо получит травму.
  • Если беременной нанесет обиду нерожавшая женщина, этот поступок может плохо отразиться на ней. Она может остаться бесплодной, а если и родит, то бесплодными будут ее дочери.

А что говорится в христианстве по поводу оскорбления беременных?

Взгляд христиан

Если говорить о христианских канонах, касающихся отношения к будущим мамам, то здесь также существует запрет на их оскорбление. Ведь в этой религии особо почитаема Дева Мария, которая произвела на свет младенца Иисуса. Любое грубое слово, сказанное в адрес женщины в положении, в христианстве рассматривается как большой грех.

Еще до установления на Руси христианства к женщине относились как к существу священному, ведь она является источником жизни. И девочек, и девушек, и будущих мам воспитывали с особым трепетом и по особым правилам, усиленно оберегая их от опасности. В связи с этим беременным нельзя было выходить за пределы селения, чтобы не подвергать себя воздействию нечистой силы.

http://vseprorebenka.ru/razvitie/fizicheskoe/psihomotornoe-razvitie-rebenka.htmlhttp://studfile.net/preview/6218828/page:2/http://azbyka.ru/deti/psihomotornoe-razvitie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-godahttp://fb.ru/article/465652/pochemu-nelzya-otkazyivat-beremennyim-primetyi-i-sueveriya-poleznaya-informatsiyahttp://www.syl.ru/post/personality/185593

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Первая энциклопедия о детях для родителей