Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом. Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей.

Тактильное восприятие как познавательный процесс

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Развитие тактильного восприятия у детей

Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.

Роль тактильных ощущений в восприятии формы

Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.

Как часто Вы обращаетесь к врачу по своему здоровью или здоровью ребенка?
Постоянно слежу за здоровьем и прохожу плановые приемы, чтобы быть в курсе всех изменений в организме.
35.38%
Только когда появляются симптомы или боли.
39.23%
Когда накопится несколько проблем со здоровьем тогда обращаемся, нечего лишний раз туда ходить.
25.38%
Проголосовало: 130

Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.

Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.

Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.

Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.

В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.

Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Организация: МБДОУ «Детский сад № 10 «Малютка»

Читайте также:  Светло-зеленый стул у ребенка 4 года

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Тамбов

Тактильное восприятие — это ощущения посредством прикосновения, давления, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. Благодаря данному восприятию у людей складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету. Таким образом, тактильное восприятие — информация, получаемая через рецепторы кожи. Мы чувствуем, когда прикасаемся к одушевленному или неодушевленному предмету, а также замечаем, когда прикасаются к нам. Однако чувствительность не ограничивается только этими ощущениями. При касании какого-либо предмета человеку свойственно ощущать не только основные признаки, но и его свойства, такие как гладкость, твердость, влажность, тягучесть, а также чувствовать зуд, щекотку и вибрацию. Благодаря тактильному способу восприятия информации, наша кожа способна реагировать на физические свойства окружающих нас объектов, и поэтому именно через нее нам поступает определенная информация.

C момента рождения человека и начинается становление тактильного восприятия, когда ребенок прикасается к материнской груди, пытается ухватить погремушку, дотронуться губами, ручками, ножками до любого незнакомого предмета. Для ребенка очень важно и естественно прикоснуться к новому неизвестному для него предмету, почувствовать его на ощупь, запах и звук – так он воспринимает окружающий мир. В самом начале своей жизни ребенок прикасается к предметам случайно и ощущает, что они разные – мягкие и твердые, холодные и теплые, гладкие и шершавые и т.д., но потом он делает это целенаправленно и постоянно. Таким образом, малыш учится сравнивать, объединять и различать окружающие его предметы и явления — приводит в движение мыслительную деятельность.

Взрослым необходимо понимать важность развития тактильного восприятия на этом этапе, поощрять действия детей с различными предметами, конечно не забывая о безопасности малышей. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для р азвития восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе, совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. При развитии тактильного восприятия значительно активируются познавательные процессы, расширяется, как пассивный, так и активный словарь.

Постоянные запреты, которые применяются во многих семьях, делают так, что ребенок развивается неправильно, и уже потом родители сталкиваются с огромной проблемой, ведь тактильное восприятие является кирпичиком в фундаменте общего развития детей.

При организации деятельности ребенка очень важно учесть момент подбора предметов и материалов для обследования малышом. Ребенок должен познать все свойства и признаки не со слов взрослого, а исходя из собственной практики, из своего тактильного восприятия. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые, играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Можно поиграть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку, порисовать, например, на манке или гречке! Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина, с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли. Обращайте внимание ребенка на холодные предметы и горячие. Во время купания используйте мочалки и губки разной жесткости, привлекайте внимание малыша к температуре воды в ванне. Для развития общей чувствительности кожи малыша, дотрагивайтесь до его тела предметами из различных материалов, например, полотенцем махровым и льняным, вязаным и фланелевым пледом и т.д.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке, разрешайте детям рисовать красками с помощью пальцев рук и ног. Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек.

Пусть летом ребенок чаще ходит босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке.

Будут полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног.

Соорудите дома сухой душ – своеобразный шатер из разноцветных атласных ленточек, закрепленных на подвесном горизонтальном основании. Ленты будут спускаться вниз, как струи воды, с ними будет можно играть, пробегать свозь них, касаясь частями тела.

Предложите ребенку поиграть с коробками, наполненными различными деталями из различных материалов (нитками, большими пуговицами, шариками из поролона, пластмассовых палочек, липучек и т.д.). Малыши будут составлять различные композиции, обыгрывать их вместе с вами, одновременно испытывать различные тактильные ощущения, познавая качество, структуру различных материалов .

Для развития тактильного восприятия помогут и пальчиковые игры, игры с водой, дидактические игрушки, такие как крупные пазлы, крупный конструктор, вкладыши, тренажеры с кнопками, пуговицами, завязками, с телефонным циферблатом старого советского образца.

Играйте в игры, которые помогают развить тактильные восприятия. Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением.

Взрослый касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

Подушечка с прозрачным окошком наполняется гранулятом , среди которого «прячутся» мелкие предметы. Ребенок, перебирая пальчиками и таким образом развивая мелкую моторику рук, ищет в этом «песочке» заветные предметы, которые так и наровят ускользнуть в дальний угол.

«Ощупываемый мешок» («Чудесный мешочек»).

Положите в мешок различные предметы. Ребенок может ощупать рукой (не глядя внутрь) найти нужный предмет.

Ребенку предлагается рассмотреть предметы, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) .

Малышу предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Ребенок поочередно рассматривает и ощупывает все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Ребенок на ощупь отыскивает в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

Ребенку предлагается по набору пластин с гладкой и шершавой поверхностью. Сначала предлагается ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые с открытыми глазами, а когда этот этап освоен, то с закрытыми глазами.

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

К концу раннего возраста восприятие ребенка настолько совершенствуется, что позволяет перейти на следующую ступень развития познавательной деятельности.

  • Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : книга для воспитателей детского сада и родителей / Л.В. Артемова.– М. : Просвещение, 1992г.
  • Бейлина, А. Игры и игровые средства [Текст] / А. Бейлина, Ф. Фребель // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 3. – С. 56–58.
  • Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгнер, П.С. Мухина. М. : 1999. – 405 с.
  • Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] /Л.С. Выготский. – М. : Эксмо, 2005. – 512 с.
  • Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] /Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинникова, Л.И. Солнцева. – М., 2001. – 198 с.
  • Новоселова, С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование длядошкольных образовательных учреждений [Текст] / С.Л. Новоселова, Н.А. Реуцкая. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1997. – 64 с.

Будут полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног.

Часто слышу от представителей старшего поколения «Не таскай ты его на руках все время… избалуешь… потом руки до колен будут…»

Читайте также:  Пульсирует в паху у женщин на ранних сроках беременности

Я, как практикующий детский нейропсихолог и мама 4 детей, могу утверждать, что тактильные ощущения для ребенка раннего возраста необходимы, как воздух. Даже если беременность и роды протекали без осложнений (что, к сожалению, случается не так часто в настоящее время) каждый ребенок, рождаясь, испытывает стресс.

Кожа ребенка является первым проводником в окружающий мир. Еще находясь в утробе у мамы, малыш трогает свое тело, кладет пальчик в рот, сосет его, тем самым, устанавливая тактильный контакт. С помощью прикосновений он изучает новый для себя мир. Тактильные рецепторы расположены у новорожденного по всему телу: сигналы от них поступают в кору головного мозга и стимулируют развитие центральной нервной системы. Поэтому потребность для малыша чувствовать родной запах и тепло маминых рук, слышать стук маминого сердца – никакой не каприз, а необходимое условие его роста и благополучия.

А если во время беременности было что-то не так? Тяжелые роды, кесарево сечение, гипоксия, асфиксия и т.д. Такой ребенок особенно будет нуждаться в тактильном контакте. И здесь важно, чтобы все близкие были рядом и могли помочь маме, взяв ребенка и в свои руки.

Доказано, что дети, которым хватает тактильного контакта, быстрее развиваются, раньше начинают понимать чужую речь. Ласковые прикосновения помогают ребенку снять стресс, укрепляют иммунитет и в целом способствуют тому, чтобы он был более спокойным, уравновешенным и успешным. Нежные прикосновения дают ребенку понять, что о нем заботятся, он в безопасности, а значит, может активно познавать окружающий мир.

И, конечно, не стоит игнорировать крики и плач младенца, который просится на руки: всего через 6-7 месяцев ваш малыш научится ползать, и ему захочется познавать мир самостоятельно.

Заниматься развитием тактильного восприятия можно сразу же, с первого дня жизни малыша.

В возрасте от 1 до 3 месяцев нежные мамины прикосновения будут выступать на первый план. Чуть позже можно добавить такие элементы как растирание и разминание, а для разнообразия воспользоваться дополнительными атрибутами. С этой ролью прекрасно справятся катающиеся предметы (мягкие мячики, орехи, палочки или карандаши). Катайте их по спинке малыша, но без давления!
Для массажа стоп можно воспользоваться любой крупой. Рассыпьте крупу и, поддерживая ребенка за подмышки, поставьте на нее. Должен сработать врожденный рефлекс, который заставит его передвигать ножками.

В возрасте ребенка от 2 до 6 месяцев ребенку нравится трогать все, что привлекает его внимание. Поощряйте это! Давайте ребенку разные предметы, желательно, отличающиеся по текстуре (шелк, шерсть и др). Пусть он в них барахтается и пробует «на зубок». Это очень важно! В ход могут идти любые безопасные предметы и игрушки.

Можно обратить внимание ребенка на двери, стены, шкафы и зеркала. Возьмите ручку малыша и проведите ею по их поверхностям. А если поверхность еще и скользкая, приложите к ней спинку или животик ребенка. Поскользите по ней, то вверх, то вниз. Поверьте, это доставит ему огромное удовольствие!

В возрасте от 8 месяцев ребенок уже умеет сидеть и манипулировать ручками, поэтому для развития тактильного восприятия в ход идут рисование, аппликация и пальчиковые упражнения для маленьких.

Для рисования можно использовать специальные безопасные краски, а еще лучше, если они будут съедобными. Для этого в детский творожок можно добавить томатную пасту, шпинат и другие красящие продукты питания. Так вы будете уверенны, что во время творчества ваш малыш в полной безопасности.

Рисовать можно на любой бумаге, главное, чтобы формат «холста» был не меньше А3. Специалисты считают, что маленькие просторы для рисования мешают ребенку развивать свои творческие способности. Кстати, рисовать малыш в таком возрасте должен исключительно только пальчиками. Кисточку рекомендуется давать не ранее 2 лет.

Можно предложить ребенку различные сенсорные коробочки. Сюда подойдут крупы, листики, веточки, цветная бумага, фольга, фантики от конфет и многое тому подобное. Разложите перед ребенком все эти сокровища. Позвольте ему их потрогать, повертеть и даже, попробовать на вкус. Конечно, все манипуляции производятся под контролем взрослого!

Ребенок до года способен концентрировать свое внимание не более чем на 2-3 минуты, поэтому если малыш не хочет сегодня этим заниматься, не заставляйте его, отложите на завтра. Хорошее настроение – это важное условие! Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности и, конечно, влияет на общее гармоничное развитие ребенка!

И, конечно, не стоит игнорировать крики и плач младенца, который просится на руки: всего через 6-7 месяцев ваш малыш научится ползать, и ему захочется познавать мир самостоятельно.

Многоплодная беременность встречается примерно в 1,5% всех случаев беременности. Чаще всего (в 99%) это беременность двойней, 1% приходится на тройни, четверни и т. д. Вынашивание сразу нескольких малышей — это огромная нагрузка на организм.

Многоплодная беременность может протекать иначе, чем одноплодная. Имеет свою специфику и токсикоз при многоплодной беременности.

Что это такое?

Ранний токсикоз — это временная патология, которая развивается в первом триместре в организме беременной женщины.

Точно определить причины токсикоза до сих пор не удалось.

Однако механизм процесса известен.

После оплодотворения тело претерпевает ряд изменений, которые регулируются гормонами и нервной системой. Если эта система дает сбой, организм не справляется с адаптацией к новому состоянию, в результате чего женщину начинают мучить неприятные симптомы.

Длится токсикоз обычно до 16 недели.

Беременность двойней «обязывает» организм приспособиться к развитию не одного, а нескольких плодов. Как правило, уровень ХГЧ в крови при многоплодии выше, чем при одноплодной беременности, а процессы адаптации происходят гораздо интенсивнее.

Именно с этим связывают тот факт, что токсикоз у будущих мам, ожидающих двойню или тройню, порой протекает тяжелее и длится дольше, чем токсикоз при «обычной» беременности.

Поздний токсикоз (гестоз), развивающийся в третьем триместре — опасное состояние, при котором страдают почки и сердечно-сосудистая система женщины.

Механизм развития гестоза следующий:

  • При снижении кровенаполнения матки (при сужении питающих ее артерий) или при патологии плаценты организм стремится компенсировать это, повышая артериальное давление. Это достигается путем сужения просвета материнских сосудов.
  • В результате начинают хуже снабжаться кровью головной мозг и почки. Появляется отечность: плазма крови начинает выходить в межклеточное пространство.

Сама кровь становится более густой, из-за чего повышается риск развития тромбов.

Когда можно впервые ощутить шевеления при двойне?

Декрет с двойней – с какой недели? Узнайте тут.

Когда начинается и всегда ли есть?

Организм каждой женщины уникален. Поэтому симптомы токсикоза могут либо быть выражены настолько сильно, что это представляет угрозу для сохранения беременности, либо отсутствовать вовсе.

Ранний

Ранний токсикоз при многоплодной беременности может наступать раньше, чем при обычной.

Когда заканчивается токсикоз? Как правило, будущим мамам близнецов или тройняшек становится легче на 16-17 неделях.

Читайте также:  Почему 4 месячный кричит

Поздний

Поздний токсикоз при многоплодной беременности встречается довольно часто.

Примерно у 50% женщин, вынашивающих двойню, может развиваться гестоз. Причем проявления гестоза будут более тяжелые, чем при вынашивании единственного плода.

Связано это не только с повышенной нагрузкой на матку, но и с увеличением объема крови женщины, беременной двойней или тройней. Одновременно усиливается нагрузка на почки, повышается давление и развиваются отеки.

В зоне риска находятся женщины, которые страдают хроническими заболеваниями (сахарный диабет, артериальная гипертония).

При многоплодной беременности эти патологии могут обостряться, внося дополнительный вклад в развитие гестоза.

После ЭКО

Токсикоз с двойней ЭКО встречается так же часто, как и при беременности, наступившей естественным способом. Ведь процессы в организме женщины происходят аналогичные.

Начало токсикоза зависит от особенностей организма женщины, но чаще всего первые симптомы будущая мама отмечает через месяц после процедуры.

Некоторые изменения гормонального статуса женщины могут произойти из-за терапии, которую она получала перед переносом эмбриона. Однако существенного влияния препаратов на протекание токсикоза не выявлено.

Симптомы и признаки

Симптомы токсикоза при беременности следующие:

  • по утрам женщину мучают рвота и тошнота;
  • меняются обонятельное и вкусовое восприятие — прежде неприятные запахи и вкусы могут казаться приятными и наоборот;
  • к ряду продуктов или запахов будущая мама начинает испытывать отвращение;
  • женщина становится эмоциональной, ее настроение может быстро измениться из-за незначительных воздействий;
  • быстрая утомляемость — женщина буквально засыпает на ходу, ей становится тяжело ходить на работу и выполнять обязанности по дому;
  • нарушения сна: бессонница, изменение ритма сна и бодрствования, прерывистый сон и т. д.

Когда пройдет токсикоз при двойне?

Токсикоз при двойне обычно проходит позже, чем в случае, когда женщина ожидает одного малыша. Однако речь идет о статистике.

Это зависит от особенностей женского организма, состояния здоровья будущей мамы, ее возраста, наследственности и ряда других факторов.

Если токсикоз отсутствует вовсе или выражен слабо, паниковать не стоит. Скорее всего, организм успешно справился с адаптацией к беременности.

Чтобы не тревожиться, можно обратиться к врачу, который назначит все необходимые анализы и ответит на интересующие будущую маму вопросы.

Основное лечение

Обычно ранний токсикоз лечат амбулаторно. Врачи в обязательно порядке отслеживают общее состояние женщины, контролируют массу ее тела, а также основные показатели крови и мочи.

Назначается диета, основу которой составляют легкие, богатые белками продукты. В некоторых случаях рекомендуются препараты, подавляющие рвоту, например, Церукал.

Если женщину беспокоит обильное слюноотделение, можно принимать Атропин в форме капель.

Сколько длится отпуск по уходу за двойней? Подробности – в нашей статье.

Какой должна быть длина шейки матки при двойне на разных сроках? Узнайте здесь.

Может ли из одного эмбриона получиться двойня? Читайте тут.

На ранних сроках

Как бороться с токсикозом?

Чтобы помочь себе, важно следовать простым рекомендациям:

  • сразу после пробуждения необходимо съесть крекер, кусочек хлеба или печенье;
  • при утренней тошноте полезно разжевать дольку лимона или апельсина (при отсутствии аллергии на цитрусовые);
  • отдыхать следует как можно больше — желательно выделить время на сон в дневное время;
  • стресс вносит большой вклад в развитие токсикоза, поэтому будущей маме желательно избегать психоэмоциональных нагрузок; в случае, если женщина отличается повышенной тревожностью, следует обратиться к врачу, который назначит подходящие седативные препараты;
  • важно отказаться от табака и спиртных напитков;
  • есть следует часто, но небольшими порциями — из рациона необходимо исключить соленые, копченые и консервированные блюда, еда должна быть не слишком горячей и не холодной;
  • в сутки следует выпивать до 2 литров жидкости, отдавая предпочтение щелочным минеральным водам;
  • с приступом тошноты помогут справиться мятные конфеты.

Если сильный

Важно помнить, что сильный токсикоз, при котором приступы рвоты происходят несколько раз в день, может потребоваться госпитализация.

В больнице проводится терапия, направленная на восполнение объема потерянной при рвоте жидкости. Кроме того, назначаются препараты, которые способны блокировать рвотный рефлекс.

Дополнительно применяются методы физиотерапии: электросон, ароматерапия и рефлексотерапия.

Часто задаваемые вопросы

Что делать, если токсикоза нет? Это плохо?

Скорее всего, это индивидуальная особенность организма. Чтобы развеять сомнения, следует обратиться в женскую консультацию!

Как быть, если с каждой неделей тошнит все сильнее?

В начале беременности это считается нормой, ведь изменения в организме нарастают постепенно, а с ними усиливаются и симптомы токсикоза. Если тошнота усиливается после 14-15 недели, стоит обратиться к врачу.

Может ли быть еще до задержки?

До задержки токсикоз отмечается редко. Обычно это связано с патологией организма. Поэтому токсикоз до задержки — повод пройти медицинское обследование.

Зависит ли от вида двойни?

От вида двойни (однояйцевые или разнояйцевые близнецы) степень выраженности токсикоза не зависит. Большее значение имеют здоровье женщины, ее психологическая готовность к беременности, наследственность и т. д.

Мне очень плохо. Есть ли народные приметы – это мальчик или девочка?

Согласно народным приметам, сильный токсикоз говорит о том, что родится девочка.

Однако проведенные медиками исследования не подтвердили эту точку зрения. От пола ребенка степень выраженности токсикоза не зависит. Это подтверждается и опытом автора сайта – с мальчиками тоже бывает сильный токсикоз

Как быть, если даже на 17 неделе не отступает?

Если токсикоз при двойне продолжается до 17 недели, следует посоветоваться с врачом. Возможно, следует лечь в стационар: врачи подберут препараты, которые помогут справиться с неприятными симптомами, а также выяснят причину столь длительного токсикоза.

В моем случае токсикоз прошел только лишь после 20 недели

Токсикоз при беременности двойней в некоторых случаях протекает немного тяжелее, чем при одноплодной беременности. Однако если женщина здорова, соблюдает режим дня и выполняет рекомендации врачей, опасаться нечего: после того, как организм адаптируется к новому состоянию, неприятные симптомы отступят.

Длится токсикоз обычно до 16 недели.

Я после недели рвоты легла в больницу, сама просилась, что бы положили, как вы 2 месяца терпите?!

Со мной девочка лежала с таким же токсом, капали постоянно её и кормили через капельницы по другому еда не усваивалась, а дитю надо что бы хоть что то попадало Вам надо обязательно в больничку иначе ребёнок не выживет.

Вы в своём уме такое беременной писать. Выживут дети у меня трус был до 19 неделе и плота с кровью и страшный гастрит обострился, все отлично. Худая ходила ела супчики, терпела и капалась

Я в своём уме. Ни чего такого я не написала. Рассказала о девушке ко трая лежала со мной в одной палате. Это вы не в своём уме и читать не умеете.

А зачем так мучиться? Это ведь не просто неудобства для вас, это опасно для ребёнка. Он не получает никакие микро элементы, витамины. Вы теряете весь, значит и прибавка крови идёт плохо, а сейчас у малыша формируется свой круг кровообращения. Вам давно надо было лечь и прокапаться, проколоть церукал и т.д

Я в своём уме. Ни чего такого я не написала. Рассказала о девушке ко трая лежала со мной в одной палате. Это вы не в своём уме и читать не умеете.

http://alldoshkol.ru/process/taktilnoe-vospriyatiehttp://www.pdou.ru/categories/9/articles/3497http://www.b17.ru/article/136418/http://doublemama.ru/biblioteka-mamy/beremennost/toksikoz-pri-dvojne/http://www.baby.ru/blogs/post/821208625-376997325/

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Первая энциклопедия о детях для родителей