Ребенок отказываетмя о молока требует прикорм

Содержание

Мы от смеси тоже отказываемся. Нам на помощь пришел Нан кисломолочный утром, потом каша, потом пюре, потом опять нан с печеньем и на ночь нан

Мы уже и мяско и творог едим. )))

Мы тоже нан кисломолочный ещё кое как едим, но мы в 18:00 его. А как нан с печеньем? У нас утром его не заставишь есть смесь. Кашки гр.80. В обед баночку пюре. А вечером ещё кое как кушаем смесь. И ночью 2 раза

А по сколько грамм кашку и пюре даёте?

Я делаю 90 нана и 2 печенья туда детских. Все перемешиваю, он съедает потом просто 120 нана делаю и запиваем. Наелись и довольные бай на всю ночь. У нас меню такое. Кормление 1) кисломолочка 210, 2) Каша 120-130 гр +50 гр пюре фруктовое, соком разбавленным с водой дарили, 3) пюре овощное 140-150+ мясное 30-60, 4) кисломолочка 210, 5) кисломолочка +печенько. И в промежутках водички попить с ложечки.

Мы от смеси тоже отказываемся. Нам на помощь пришел Нан кисломолочный утром, потом каша, потом пюре, потом опять нан с печеньем и на ночь нан

Ошибка №1: Вводить прикорм слишком рано («чем раньше, тем лучше»)

В чересчур раннем введении прикорма зачастую виноваты не только и не столько родители: порой врачи рекомендуют это детям с весом по нижней границе нормы или при замедлении прибавки в весе. Вполне нормальное замедление роста малыша примерно в 4-5 месяцев иногда принимают за признак дефицита питания и настаивают на приобщении ребенка «к нормальной еде».

Но эта тактика лишена логики: даже если вы введете прикорм кашами, то 2-3 ложки дадут всего 7 калорий в день. При этом ежедневно с грудным молоком или смесью ребенок получает около 700 калорий.

Вторая причина, по которой родители спешат ввести прикорм слишком рано, — это беспокойный ночной сон. Но то количество прикорма, которое малыш съедает в 4-6 месяцев, не может дать ему дополнительной сытости ночью. Примерно до 9-11 месяцев для детей совершенно нормально просыпаться, чтобы поесть. Введя прикорм слишком рано, вы не избавите себя от регулярных пробуждений.

Научно доказано, что слишком раннее начало прикорма (до 4-х месяцев) чревато увеличением рисков для здоровья ребенка. Подобный шаг может стать катализатором появления избыточного веса / ожирения в более позднем возрасте. Некоторые источники утверждают, что начало злакового прикорма до 3 месяцев увеличивает риск возникновения в дальнейшем сахарного диабета. Также вырастет риск желудочно-кишечных заболеваний и инфекций дыхательных путей.

Ко всему прочему, стоит помнить о том, что до 4-месячного возраста у младенцев нет нервно-мышечной координации, чтобы сформировать пищевой комок, перенести его в ротоглотку и проглотить, потому высок риск подавиться прикормом.

Обычно признаки готовности к прикорму появляются в 5,5-6,5 месяца. В некоторых случаях из-за индивидуальных особенностей это случается чуть ранее или чуть позднее — в диапазоне 4-9 месяцев.

Как часто Вы обращаетесь к врачу по своему здоровью или здоровью ребенка?
Постоянно слежу за здоровьем и прохожу плановые приемы, чтобы быть в курсе всех изменений в организме.
35.38%
Только когда появляются симптомы или боли.
39.23%
Когда накопится несколько проблем со здоровьем тогда обращаемся, нечего лишний раз туда ходить.
25.38%
Проголосовало: 130

Ошибка №2: Вводить прикорм слишком поздно («чем позже, тем лучше»)

Позднее начало прикорма (после 9 месяцев) зачастую приводит к дефициту микроэлементов, нехватке энергии, а также возможным нарушениям пищевого поведения в будущем.

Своевременное начало прикорма способствует адекватному потреблению ребенком макро- и микронутриентов. Продукты прикорма способны покрыть всю потребность в отдельных витаминах и минералах даже несмотря на то, что малыш потребляет их в небольшом количестве.

Ошибка №3: Избегать фруктов для начала прикорма

Первый продукт прикорма в целом может быть любым. Для большинства детей не важно, какие продукты они пробуют в первую очередь. Младенцы инстинктивно предпочитают сладкую пищу (грудное молоко — сладкое) и испытывают страх перед горькими продуктами.

Очередность ввода продуктов прикорма не может изменить этих предпочтений. Отказ от овощей, каш или мяса из-за первоочередного знакомства с фруктами — это распространенный миф.

Во многих странах прикорм начинают преимущественно со сладких фруктов и овощей, постепенно добавляя пресные. Идея начинать с каш появилась как следствие утверждения о том, что прикорм должен быть энергетически плотным. Однако никаких реальных оснований она под собой не имеет: каша менее калорийна, чем грудное молоко или смесь.

Ошибка №4: Слишком рано заменять прикормом одно кормление грудью / смесью

Когда малыш ест с аппетитом, хочется давать ему еще и еще. Однако при значительном объеме порции существует риск того, что ребенок откажется от основных кормлений – грудным молоком или смесью. При этом желудочно-кишечный тракт малыша еще не адаптирован к большим объемам «обычной» еды. Именно поэтому специалисты рекомендуют до 8-9 месяцев ограничить размер порции, давая малышу не более ½ стакана прикорма за раз.

И совсем не страшно, если ребенок ест прикорм меньшими порциями и в 8-9 месяцев не готов к замене даже одного кормления. Пройдет месяц-полтора — без давления со стороны мамы малыш освоится и научится насыщаться прикормом.

Ошибка №5: Не давать кусочки, потому что они — для более взрослых детей

Густое пюре, размятая вилкой еда, маленькие куски — малышу интересно познавать все варианты и выбирать походящий. Затягивание периода однородной пищи может привести к сложностям с питанием ребенка после 12-18 месяцев, включая полный отказ от любых продуктов не в виде пюре.

Жидкая еда не развивает навык жевания. Ребенок не формирует комок пищи, не проталкивает его в пищевод, не перетирает пищу деснами — а это все важные этапы и для пищеварения, и для развития речи.

Обычно в возрасте 6 месяцев дети начинают совершать жевательные движения челюстями, и им требуется еда, которую они могут перетирать. Пик жевания приходится на возраст 8-9 месяцев: если в этот период малыш так и не познакомился с кусочками, в дальнейшем жевательный рефлекс, который не был удовлетворен, начинает угасать, и знакомство с кусочками осложняется. Все это приводит к тому, что ребенок давится любой пищей, отличающейся от пюре, пугается кусочков, протестует. Он не пытается измельчать попавшие ему в рот кусочки, могут появиться тошнота и рвота.

Ошибка №6: Давать яблоки и огурцы в качестве первых кусочков

В качестве первых кусочков не используют твердые овощи и фрукты, такие как огурцы, сырая морковь, твердые яблоки и груши: их легко откусить, даже не имея зубов, но не получается разжевать. Пытаясь проглотить, малыш может травмировать пищевод или вдохнуть мелкий кусочек.

Американская академия педиатрии рекомендует избегать твердых (яблоки, морковь, сухари, печенье), круглых и гладких (орехи, зерна кукурузы, целый виноград), а также скользких кусочков (желатиновые мишки) в питании детей вплоть до 4 лет. Именно до этого возраста, даже обладая всеми зубами, малыш может поперхнуться.

Если вы боитесь давать кусочки, предложите сделать это более уверенному взрослому — папе, бабушке или няне. Увидев, что малыш хорошо справляется с первыми кусочками, вы перестанете сильно нервничать. Еще один вариант борьбы со взрослой фобией кусочков — прохождение курсов первой помощи: зная, как помочь малышу, если он подавился, вы будете спокойнее давать ему кусочки.

Ошибка №7: Давать сушки и печенье, чтобы малыш чесал ими зубы

Позиция Американской академии педиатрии и Европейского общества педиатров едина: они настаивают на том, что ребенку до 2 лет не стоит предлагать продукты, содержащие сахар, ни под каким предлогом. Именно подобные «прорезыватели» с добавленным сахаром (а не натуральные яблоки или бананы) приводят к отказу ребенка от овощей и несладких каш. Кусочек печенья, безусловно, не приведет к таким проблемам, но будем честны: кто ограничится именно одним кусочком, когда в упаковке 20-30 штук?

Раннее знакомство со сладким (в диапазоне 6-10 месяцев) и регулярное употребление сладкого – более 2 раз в неделю (в том числе сладких напитков, соков) — вдвое повышает риски ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, кариеса и нарушений пищевого поведения.

Ошибка №8: Развлекать ребенка за едой мультиками, чтобы он больше съедал

Не стоит отвлекать ребенка, чтобы накормить его. Даже «всего один раз» может обернуться привычкой — в первую очередь для мамы, которая увидела, что малыш съел больше, и вот уже готова развлекать снова и снова.

У ребенка и без дополнительных развлечений достаточно дел за столом. Игра для него — основной метод познания всего, включая прикорм. Малыш будет пытаться понять, какая она, эта еда – теплая или холодная, вязкая или жидкая. Ему важно разобраться, что умеет тарелка: какие звуки издает, как далеко падает, выливается ли из нее пища. С кусочками происходит примерно то же самое: малыш их давит, мнет, размазывает по столу, изучая.

Это нормальное поведение для ребенка: ему важно пройти эти этапы. Малыш с ярким пищевым интересом будет меньше играть и больше есть, игры сместятся на конец кормления. Чем раньше он получит еду для изучения, тем быстрее наиграется. Запрет на игру с едой в начале прикорма может привести к подобным развлечениям в 2,5-3 года.

Показывать, помогать, проговаривать действия — эти шаги помогут малышу научиться правильному поведению за столом.

Ошибка №9: Заставлять ребенка доедать до конца за папу, маму и тетю Клаву

Замедление, отвлечение, мотание головой, выталкивание или выплевывание, вставание в стуле, выбрасывание ложки или еды — однозначные признаки того, что малыш наелся или устал. Никогда не пытайтесь докормить ребенка на ходу или дать остаток прикорма в бутылочке, разбавив его водой. Малыш воспримет это как насилие и в следующий раз будет отказываться еще активнее.

Если родители игнорируют первые признаки отказа, то малыш может реагировать на продолжающееся кормление более агрессивно. Он будет закрывать рот, станет плакать. Его может стошнить. Впоследствии он и вовсе откажется садиться за стол.

Помните, что любая попытка докормить насильно — маленький шаг к нарушенному пищевому поведению. Этому нет и не может быть оправданий.

Ошибка №10: Добавлять в детскую еду соль, чтобы было вкуснее

Дети до года должны получать с пищей не более 1 г соли или 0,4 г натрия в день. Грудное молоко дает малышу около 0,15-0,17 г натрия, молочная смесь — до 0,2 г. С прикормом (без досаливания) малыш получает еще 0,1-0,15 г. Добавлять соль в прикорм не нужно. Также стоит избегать промышленного питания с добавлением соли.

При этом микродозы слегка соленой пищи из маминой тарелки (если это не картошка фри, соленые огурцы или суп из бульонного кубика) не приводят к значительному избытку натрия. Их не стоит опасаться.

Если хотите разнообразить вкус детской еды, добавляйте травы или специи по крупинке, пробуйте один вид в 3-4 дня. Международные рекомендации допускают подобное с 7-8 месяцев.

Ошибка №11: Давать ребенку сок в качестве питья

И Американская академия педиатрии, и Европейское общество педиатров, и ВОЗ неустанно говорят о том, что соки как продукт прикорма детям не нужны, — стоит исключить их минимум до года. Дело в том, что, выпивая сок, малыш заполняет желудок продуктом без пищевой ценности и выпить молоко или смесь уже не может: место занято. Чем больше сока мы дали ребенку, тем больший дефицит питания создали.

При этом важно еще и вот что: 100 мл сока мы выпиваем легко, а вот три яблока или три апельсина, из которых он сделан, за раз вряд ли съедим. Из сока мы получим всю фруктозу и глюкозу — около 30 г, лишенных пищевых волокон. Для ребенка такое количество сладости — приторное, неестественное.

В рационе ребенка старше года соки, морсы, компоты могут присутствовать в количестве примерно ⅔ стакана в день.

Ошибка №12: Как можно дольше не давать аллергенные продукты

Арахис, яйцо, глютен и рыба, хоть и входят в число наиболее часто выявляемых аллергенов, могут вводиться в те же сроки, что и остальные продукты из группы: бобовые, животный белок, крупы. В 2019 году Американская академия педиатрии выпустила новые рекомендации, в которых распространенные аллергены и вовсе советуют вводить в рацион ребенка вместе с продуктами других групп, а у детей с высоким риском аллергии — микропробами в возрасте 4-6 месяцев, до начала основного прикорма, не дожидаясь пищевого интереса. Конечно, это не означает, что стоит кормить малыша каждый день целым яйцом или орехами: для знакомства достаточно проб «на кончике ложки».

Обычно в возрасте 6 месяцев дети начинают совершать жевательные движения челюстями, и им требуется еда, которую они могут перетирать. Пик жевания приходится на возраст 8-9 месяцев: если в этот период малыш так и не познакомился с кусочками, в дальнейшем жевательный рефлекс, который не был удовлетворен, начинает угасать, и знакомство с кусочками осложняется. Все это приводит к тому, что ребенок давится любой пищей, отличающейся от пюре, пугается кусочков, протестует. Он не пытается измельчать попавшие ему в рот кусочки, могут появиться тошнота и рвота.

Малыши обожают мамино молочко. Но приходит время, когда рацион пора делать более разнообразным для правильного развития ребенка, добавив в него соки, кашки, овощи и прочие «взрослые» блюда. Как же хочется родителям, чтобы процесс привыкания к новой еде прошел без проблем, ведь карапуз будет получать больше витаминов, прибавит в весе. Увы, реальность обычно далеко не радужная. Форумы пестрят сигналами SOS: «Ребенок не ест прикорм, что делать?». Для начала нужно разобраться в причинах отказа, а потом уж предпринимать меры. Возможно, необходимо просто подождать или изменить меню.

Впрочем, давайте по порядку:

Почему грудничок отказывается от прикорма

Проблемы с введением прикорма чаще всего начинаются у мам, которые кормят ребенка грудным молоком. Малыш привык сосать грудь и до полугода не нуждается в дополнительных питательных и полезных веществах.

Даже воду и разбавленные компоты ему дают только в случае жаркой погоды.

Исключение из правила составляют дети, которые не добирают в весе и которым показано кушать дополнительно кашку. Родители склонны устраивать панику, когда малыш плохо ест прикорм или вообще отказывается от него. Причин для такого поведения младенца может быть несколько:

  • отсутствие голода (при попытках давать пищу после кормления грудью);
  • рефлекторное выталкивание пищи (из-за неумения контролировать язык);
  • переход от сладкого грудного молока к пресному пюре из овощей;
  • неправильный подход матери к кормлению;
  • неумение есть из ложечки (ребенок привык только сосать грудь и не знает, что нужно делать).

Чаще всего ребенок не хочет есть новые блюда, так как привык к сладковатому и питательному грудному молоку. Как показывает практика, дети, находящиеся на питательных смесях, гораздо быстрее и проще приобщаются к основной пище. Переход от бутылочки к ложке осуществляется с меньшим количеством проблем.

Помимо физиологических причин, с которыми сталкивается каждая семья, возможен также отказ от прикорма из-за раннего его введения.

Если малыш находится на грудном вскармливании, то первый прикорм нужно вводить не раньше 6 месяцев. Для малышей на искусственном кормлении допустимый срок составляет 4-5 месяцев. Однако раньше 4 месячного возраста давать грудничку какие-либо дополнительные продукты нельзя. Подобный запрет связан с несовершенством желудочно-кишечного тракта, который будет не готов принять постороннюю пищу. Даже сам малыш до определенного возраста практически не проявляет интереса к другим блюдам. Он не может контролировать язык, что повышает шансы на выталкивание пищи.

Читайте также:  Растения для почек который убирает бактерии при беременности в моче

Хитрые способы и секреты, когда ребенок не ест прикорм

Итак, малютка сжимает губки, отворачивает голову, плюётся или плачет, и вообще всячески демонстрирует нежелание есть что-то новое. А знакомить кроху с едой и начинать отлучать от груди уже пора, что делать? Пробовать самые разные хитрости.

  • Хлебные крошки, поломанное или целое печенье, консервированный зелёный горошек, кусочки мягкой отварной морковки и т.д. – на вашу фантазию. Суть в том, что малыш, сидя за своим стульчиком для кормления, начинает с интересом хватать ручками и тащить в ротик разложенное перед ним съедобное угощение, всячески его муслякать, трогать, мять, интересоваться. В это время вы успеваете донести до его рта пару-тройку (а если повезёт, то потом и больше), ложек с основной едой – овощным пюре, кашей и т.д.
  • Ниблер – специальное приспособление с сеточкой, внутрь которого вы можете положить всё, что угодно с более твёрдой консистенцией (яблоко, грушу, огурчик и др.). Кроха будет его муслякать, кусать, пробовать, ощущать новый вкус, но не сможет подавиться, потому что твёрдые кусочки не пройдут сквозь маленькие дырочки.

Рекомендуем прочесть: Можно ли есть пряники, сушки и вафли при гастрите с повышенной кислотностью

Вы можете использовать ниблер так же, как в первом случае, отвлекая, а можете – как самостоятельное развлечение. В любом случае, это один из способов безопасно познакомить грудничка с новыми вкусами и дать ему возможность к ним привыкнуть, даже тогда, когда ребенок не хочет есть прикорм.

Безопасность при введении прикорма – основное правило, так считает доктор Комаровский, и я с ним полностью согласна.

  • Экспериментируем с текстурой и консистенцией. Часто малыши-капризули категорически не приемлют какой-то конкретный вид пищи. Например, никак не идёт вязкое пюре, или каша. Но стоит дать куриный бульон с вермишелькой и нарядной варёной морковкой, или мясной с фрикадельками – и дело сдвигается с мёртвой точки.

Способ неоднозначный, и – да, прибегать к нему стоит лишь в крайних случаях. Например, когда вам, край как надо приучить ребенка к еде, потому что выходите на работу, или проблемы со здоровьем из-за которых пора сворачивать ГВ и т.д. и т.п.

Некоторых детей книжки и мультики занимают настолько, что, за их просмотром, они, незаметно для себя, съедают всё, что угодно.

Однако, следует помнить о том, что это может привести к формированию вредной привычки – есть под телевизор. Кроме того, есть мнение, что в этом случае малыш хуже чувствует вкус и запах пищи, сконцентрирован не на том, чтобы её хорошо прожевать и правильно обработать, а на том, что происходит на картинках или экране.

Поэтому нужно отдавать себе отчёт в том, что в будущем, когда проблема с прикормом будет решена, от этой вредной привычки следует сразу избавляться.

Если вы всё же решили попробовать этот способ, вот список видео, которые, с наибольшей степенью вероятности, смогут увлечь вашего ребёнка: Тини Лав, видео Карточки Домана, песенки Синий трактор. Начните с этого, и экспериментируйте. Никогда не угадаешь, что подойдёт. Будет ли есть ваш малыш под советские мультики, под Тома и Джерри, или под Лунтика.

Как бороться с проблемой

Если ребенок не ест прикорм, не следует сразу же паниковать и бежать к врачу за советами. В первую очередь, следует оценить готовность малыша к принятию новой пищи. Об этом будут свидетельствовать: возрастающий интерес к блюдам общего стола, увеличение массы тела вдвое с периода новорожденности, более частые требования смеси или груди, нормальная работа желудочно-кишечного тракта. Для того, чтобы первое введение прикорма прошло более-менее успешно, следует придерживаться следующих правил:

  • пищу дают на голодный желудок, перед кормлением грудью, в первой половине дня, но не с самого утра;
  • режим питания не должен нарушаться (то есть, если мама давала грудь по требованию, она не должна внезапно между кормлениями предлагать ребенку овощное пюре, а нужно дождаться, когда малыш сам захочет поесть);
  • самые первые прикормы следует вводить, смешивая их с грудным молоком или адаптированной смесью;
  • при выборе овоща нужно учитывать вкусовые пристрастия ребенка (если он активно и длительно отказывается от цветной капусты, нужно попробовать перейти на брокколи и так далее);
  • при введении нового продукта (спустя неделю-две после первого) следует уменьшить количество уже привычного малышу прикорма;
  • давать младенцу дополнительную пищу желательно во время семейных трапез, воспитывая таким образом пищевое поведения и вызывая у грудничка интерес к употреблению блюд.

Когда грудничок не ест прикорм, мама не должна проявляться лишнюю настойчивость. Если малыш отказался, то следует предложить пюре чуть позже. Успешной может оказаться тактика временной отмены грудного вскармливания. То есть, мама предлагает ребенку продукт, а когда тот отказывается его есть, не утоляет голод с помощью грудного молока, а ждет примерно полчаса, после чего снова предлагает прикорм. Чем голоднее малыш, тем меньше вкусовых капризов он будет проявлять. Однако увлекаться данным методом не стоит.

Как понять, что пора вводить прикорм

Введение прикорма максимально упрощается, если ребенок готов к нему. Важно понять, что оптимальное время наступило. Ваше дитя сидит без поддержки и требует всевозможными способами настоящую еду, а не просто посуду на столике для кормления. Ребенка не тошнит, если твердые частички пищи оказываются во рту. Малыш может самостоятельно взять кусочек пищи и положить себе в рот, если он сыт, сумеет доходчиво отказаться от приема пищи. Ребенок здоров, его не беспокоят зубы, но темпы прибавки в весе заметно снизились.

Если все вышеназванное напоминает вам ваше дитя, имеет смысл ввести прикорм. Это будет легко, так как своевременно.

Распространенные ошибки родителей

Мама ребенка должна четко уяснить, что не следует беспокоиться и поднимать панику в следующих ситуациях:

  • малыш не хочет есть какой-то определенный овощ, но в целом успешно приобщается к общей кухне;
  • грудничок полностью отказывается от прикорма, но стабильно набирает в весе благодаря материнскому молоку;
  • у малыша отсутствуют какие-либо патологические симптомы, нарушения в работе ЖКТ, хотя он питается только грудным молоком.

Конечно, детей до года желательно начинать приобщать к общему столу заранее.

Но если малыш не хочет этого делать, то заставлять его насильно не рекомендуется.

Еще одной распространенной ошибкой, если ребенок не ест каши, является подслащивание блюда или добавление в него соли. И первое, и второе строго запрещаются, так как приносят ребенку лишь вред. Также не рекомендуется сразу же менять вид прикорма, если малыш от него отказался. Особенно это касается перевода с овощей на каши. Рекомендуется один и тот же продукт предлагать 10-12 раз, прежде чем переходить на новый. Различные отвлекающие маневры на какое-то время могут помочь кормить младенца. Однако не следует считать, что он ничего не понимает. Включение мультиков, танцы, пения и сказки уже через неделю не будут действовать, а младенец перестанет вам доверять.

Правила успешного перевода на взрослую пищу

Иногда от мамочек можно услышать, что они пробуют вводить самые разные виды прикорма с временной периодичностью в 5-7 дней. Мол, не пошел кабачок – через несколько дней дадим цветную капусту. Кроха отворачивается от гречки, сразу дадим овсянку. Итог – ребенок отказывается от прикорма, страдает от колик и диареи не меньше, чем новорожденный младенец. Это ошибка. Приведем несколько простых, но важных правил, которые помогут не навредить крохе.

Рекомендуем прочесть: Противозачаточное кольцо НоваРинг: плюсы и минусы от применения

В каких случаях следует беспокоиться

Первый год жизни малыша является очень насыщенным в плане общих изменений организма. Родители должны внимательно наблюдать за своими детьми, отмечая даже самые незаметные изменения. Когда малыши не едят прикорм, нормально питаясь смесью или женским молоком, то беспокоиться не стоит. Однако отказ от новых продуктов вместе с общим снижением аппетита может быть первым признаком серьезного заболевания.

Так как у детей больше проявляются общие симптомы, а не местные, потеря или снижение интереса к пище является важным диагностическим признаком заболевания.

Также во время введения прикорма мама должно внимательно наблюдать за изменением стула, появлением сыпи, общей активностью грудничка, температурой тела, вздутием живота, отрыжкой и рвотой. Поводом для беспокойства являются любые признаки непринятия новой пищи организмом. В таких ситуациях ребенка ведут к педиатру, где проводится тщательное обследование. В ходе диагностики определяют причину патологической реакции на прикорм: аллергия, инфекция, нарушение работы ЖКТ, недостаточность каких-либо ферментов.

Правила перевода на «взрослый стол»

Чтобы свести к минимуму количество случаев, когда ребёнок не хочет есть прикорм, Комаровский сформулировал несколько тезисов. Следование им поможет сделать процесс знакомства с новыми продуктами обоюдно приятным для крохи и его родителей:

  • Не стоит слишком рано начинать прикармливать. До полугода ребёнок получает все необходимые питательные вещества из грудного молока или смеси. Исключение составляют малыши, которым прикорм начинают раньше из-за слишком маленького веса.
  • В независимости от того, питается ли ребёнок маминым молоком или адаптированной смесью, оптимальный возраст для начала дегустации со взрослых тарелок одинаков — 6 месяцев.
  • Давать пробовать новые продукты малышу нужно, когда он здоров.
  • Знакомство со взрослой едой должно происходить в домашней спокойной обстановке, когда нет причин для неудобства или стрессов. Если пытаться накормить малыша чем-то новым в гостях или путешествии, потом не стоит удивляться, почему он ничего не хочет есть.
  • Прикорм нужно давать ребёнку, когда он действительно голоден, по принципу: сначала новая еда, затем — основная.
  • Не нужно отчаиваться, если вопреки всем правилам, ребёнок не хочет есть прикорм. Что делать в таком случае? На время отложить этот вопрос, а затем снова регулярно предлагать новое блюдо. Можно есть то, что приготовлено для малыша, в его присутствии, это поможет пробудить пищевой интерес крохи.
  • Расширение рациона следует начинать с одного продукта и далее добавлять по одному компоненту. Это необходимо для отслеживания возможной аллергической реакции и для того, чтобы не гадать, почему чадо не хочет, к примеру, есть кашу из 7 злаков, и какой именно ему не понравился.
  • Переходить на прикорм следует постепенно. Перед вводом нового продукта одно из кормлений должно быть полностью заменено взрослой пищей.
  • Не стоит спешить с расширением рациона. Интервал между дегустацией разных компонентов должен составлять не менее 5 дней.
  • Оптимальный срок полной замены одного кормления взрослым блюдом — 7 семь дней. За это время порция еды с минимальной (20 г) постепенно увеличивается до рекомендованного объёма без особых усилий.

Решение распространённых проблем

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, кормление грудью покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

Что делать, если грудничок не хочет есть прикорм

Большинство мам с нетерпением ожидают, когда малышу исполнится полгода. Ведь в этом возрасте можно вводить прикорм, а значит, порадовать кроху новыми продуктами, заботливо приготовленными блюдами. В этом — суть материнской натуры, проявление любви, эволюционное стремление накормить, которое является вторым по значимости для сохранения человеческого рода после необходимости согреть.

В введении прикорма мама видит новые возможности для проявления ласки и заботы. Поэтому отказ со стороны малыша воспринимается с большим огорчением и даже опаской. При этом педиатры считают, что ничего экстренного не происходит.

С момента начала жизни ребенок получал вкусное и сладкое грудное молоко или безвкусную, но такую знакомую смесь. И вдруг в какой-то момент ему предлагают совершенно новую пищу. Ее вкус кажется неожиданным, необычным и не всегда привлекает ребенка.

При этом знакомство с новыми продуктами у деток на грудном и искусственном питании происходит по-разному.

  • Груднички знакомы со вкусами пищи. В грудном молоке, которое детки употребляют ежедневно, содержаться вкусовые нотки продуктов, употребляемых мамой. Поэтому при использовании их же в качестве ознакомительного питания риск отказа куда меньше, чем нетрадиционных продуктов для маминого стола. Кроме того грудное молоко содержит пищеварительные ферменты, помогающие пище усваиваться. Если после приема нового продукта у крохи не возникло проблем с пищеварением, он с большим удовольствием будет кушать такую пищу и на следующий день.
  • Искусственники знают только вкус смеси. Считается, что приучить к прикорму искусственника проще, так как он всю жизнь получает пищу «чужеродную». Но здесь не все однозначно. Адаптированная смесь обладает вкусом нейтральным, и, попробовав новый продукт, малыш может его просто «испугаться». Он в любом случае будет более насыщенным, специфичным. Он может показаться слишком кислым (если речь идет о фруктовом ингредиенте) или резким (овощное пюре из капусты, тыквы). При этом на сладкие вкусы малыши обращают внимание быстро, поэтому блюда из сладковатых овощей или промышленные кашки обычно кушают с удовольствием. Таким образом, развивается избирательная любовь к прикорму: незнакомые до этого со сладким вкусом (в отличие от грудничков), искусственники кушают сладкие фруктовые пюре и каши, но отказываются от мясных блюд, рыбы, творога.

Однако тип питания, которое получает ребенок, — лишь единичный аспект, влияющий на его отношение к прикорму. Куда более важными педиатры считают следующие факторы.

Рекомендованные сроки по введению прикорма в шесть месяцев условны. У каждого малыша процесс «созревания» органов и систем происходит индивидуально и с разной интенсивностью.

В частности, у деток на грудном вскармливании пищеварительная система становится более стабильной и зрелой для приема какой-либо иной пищи, кроме грудного молока, как раз к полугоду. А вот у искусственников и малышей на смешанном питании этот процесс происходит дольше.

Читайте также:  Ребенок шевелиться с правой стороны

Поэтому ранние попытки мамы предложить новую пищу приводят к тому, что ребенок не есть прикорм. Его организм попросту еще не готов к нему!

На физиологическую готовность должны указывать и такие факторы.

  • Малыш свободно сидит, держит ложку. Это важно с той точки зрения, что знакомство с прикормом должно происходить при непосредственном участии ребенка. Он не пассивный «зритель» процесса, он — его активный участник, который учится самостоятельно набирать в ложку пищу, доносить ее до рта, снимать ее губками и пережевывать.
  • Выталкивающий рефлекс уже угас. Примерно к полугоду у деток угасает рефлекс, побуждающий язык выталкивать любую густую и твердую пищу. Это говорит о том, что кроха физически готов к потреблению чего-то иного, чем молоко или смесь. Если все, что вы даете, вызывает рвоту или выталкивается изо рта язычком, вероятно, у вашего малыша угасание рефлекса еще не произошло. И с прикормом следует подождать.
  • Пищеварительная система реагирует нормально. Если употребление новых продуктов вызывает боль в животике ребенка, понос, повышенное газообразование, это говорит не о «нормальной реакции на незнакомую еду», а о том, что вы предлагаете ее ребенку рано, до момента созревания пищеварительной системы. Безусловно, малыш не может проводить ассоциаций дискомфорта в животике с каким-либо продуктом. Но интуитивно отказываться от такой «опасной» еды может вполне.

Если ребенок 6 месяцев не ест прикорм, значит, он еще физиологически не готов к нему. Маме следует подождать и сделать новую попытку через пару недель. Важно делать это лишь в тот момент, когда кроха полностью здоров. Плохое самочувствие при ОРЗ, прорезывании зубов в большинстве случаев служит причиной отказа от еды.

Консультанты по грудному вскармливанию уверены, что к прикорму ребенок должен быть готов и эмоционально. Процесс потребления пищи вызывает живой интерес и желание попробовать самому — вот что значит эмоциональная готовность.

В этом случае никаких проблем с употреблением новой еды не возникнет. Более того, ребенок будет хотеть ее кушать и получать от этого удовольствие. Причем разницы в типе питания в данном случае не существует: заинтересовать едой одинаково эффективно можно как грудничка, так и искусственника.

В каких признаках заключается психологическая готовность? Их несколько.

  • Ребенок интересуется едой. Если он сидит у мамы на коленках во время семейной трапезы, то пытается дотянуться до содержимого тарелки и отправить его в ротик.
  • Кроха протестует, когда не получает продукт. Именно продукт, а не столовый прибор или, например, салфетку. Существует большая разница в интересе пищевом, где целью малыша является употребление еды. И в интересе предметном, когда крохе просто хочется повертеть в руках ложку или попробовать на зуб мамину чашку.
  • Ребенок не успокаивается, пока не получит продукт. Его сложно отвлечь от желаемого игрой, другим способом. Даже получив грудь, он вновь возвращается к тому, с чего начал: требует приглянувшуюся ему еду.

Обычно пищевой интерес формируется в том случае, если ребенок с момента освоения навыка сидения регулярно проводит время за общим семейным столом. Когда он изо дня в день наблюдает, как ведут себя за столом члены его семьи, как они кушают разные продукты, как им это нравится, как они общаются между собой, проблема, что делать, если ребенок не ест прикорм, не возникает.

Советы психолога

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

  • Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
  • Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
  • Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

— Полина Александровна, для начала давайте поговорим, что такое прикорм?

— Прикорм — твердая взрослая пища, которую ребенок начинает получать в первую очередь на фоне молочного кормления. До прикорма ребенок ест только грудное молоко или молочную смесь, адаптированную под его возраст.

— До скольких месяцев исключительно грудное вскармливание — норма?

— Если под грудным вскармливанием понимать питание только маминым молочком и ничем другим, то норма — до 4-6 месяцев. Именно в этот период малышей впервые знакомят с прикормом.

В чем разница между грудным и искусственным вскармливанием

Смесь к прикорму не имеет никакого отношения. Это «заменитель» маминого молока, который ребенок ест на протяжении определенного периода времени. Если малыш изначально находится на искусственном вскармливании, то прикорм ему вводят раньше.
Смешанное вскармливание подразумевает использование как молока, так и смеси. Такой вариант питания выбирают, когда у матери есть молоко, но его недостаточно. Чтобы ребенок полноценно питался, его «подкармливают» смесью.

Разница между прикормом и основным питанием заключается в следующем:

  • смесь или молоко матери – это основа питания;
  • прикорм – дополнение, своеобразный источник новых вкусовых ощущений, полезных веществ и микроэлементов.

Внимание! Каши не могут расцениваться, как замена смеси или молоку, они считаются прикормом, но вводить их рекомендуется постепенно.

Есть несколько способов, позволяющих понять, что малыш готов к введению прикорма, распознать это можно по поведению ребенка:

  • Охотно соглашается попробовать любую незнакомую пищу и тянет ручки к взрослым блюдам.
  • Ест новую пищу без криков и скандалов и не отказывается попробовать прикорм.
  • Малыш не испытывает проблем с желудком, у него нет вирусных или простудных заболеваний, в этот момент не режутся зубки.

Психологи различают два вида готовности ребенка к введению прикорма:

  • психологическую;
  • физиологическую.

Если говорить о психологии, то морально малыш должен быть готов попробовать новую еду. Если ребенок не хочет есть предлагаемые блюда, то нет смысла его заставлять это делать. Что касается физиологии, то степень готовности принять прикорм можно обсудить с педиатром, он поможет прояснить ситуацию.

Это оценка общего состояния ребенка, способности органов ЖКТ принять новую пищу, адекватно на это отреагировать и переварить полученный продукт.

Малыш готов есть новую, взрослую еду, если:

  • Нет признаков воспалительного или инфекционного заболевания.
  • Нет проблем с пищеварением, нормальный стул на протяжении недели.
  • У него нормальная температура тела.
  • Нет высыпаний на кожных покровах.
  • У него не прорезаются зубы в этот момент.

При всем этом малыш хорошо ест, не отказывается от бутылочки, у него нет проблем со сном. Вес ребенка не меньше 6,5 килограмм, по развитию он не отстает от сверстников. В таком случае можно сказать, что кроха готов есть прикорм, его органы пищеварения способны адекватно отреагировать на поступление новых продуктов.

Если грудничок усиленно старается что-нибудь схватить со стола и положить себе в ротик, то речь идет о том, что он готов попробовать новые блюда. Психологическая готовность – это любопытство малыша, желание разнообразить рацион и попробовать что-то новое.

Если ребенок психологически не готов есть новую пищу, то он, как правило:

  • отказывается от незнакомой еды;
  • закатывает истерики при каждом кормлении;
  • отдает предпочтение бутылочке или маминой груди.

Когда ребенок не хочет есть прикорм, на это есть несколько причин:

  • Организм вырабатывает недостаточное количество пищевых ферментов, в результате чего возникают проблемы с желудком.
  • Дети отказываются есть еще и потому, что первый опыт знакомства с новой пищей связан с негативными впечатлениями.
  • Просто неприятен вкус нового блюда, по этой причине малыш и не желает его пробовать.

Внимание! Если ребенок выплевывает пищу, не ест, то велика вероятность, что он не может ее проглотить. Это рефлекс, ничего странного в таком поведении нет. Если ребенок плохо глотает или не глотает пищу вовсе, то не стоит заставлять его это делать.

Рефлекторное отторжение твердой пищи проходит самостоятельно, не требует проведения каких-либо процедур, от родителей требуется только терпение и понимание.

Многие родители начинают давать малышу кашу, но такой прикорм имеет свои особенности:

  • Не рекомендуется прикармливать кашами малыша, который имеет большой вес, в таком случае предпочтение отдается фруктам.
  • Крупы тяжело перевариваются, по этой причине не стоит злоупотреблять различными кашами. На начальном этапе лучше давать манку, овсянку, приготовленные не на молоке, а на смеси.

Лактоза тяжело переваривается, по этой причине готовьте кашу не на молоке, а на смеси, которую даете малышу в качестве основного питания. Кормить кашей младенца не стоит в том случае, если ему еще не исполнилось 5-6 месяцев. Давать такой прикорм в 3-4 месяца – слишком рано. На этом этапе лучше отдать предпочтение фруктовым пюре.

Некоторые родители начинают прикармливать младенца соком, такое решение вполне оправданно, поскольку позволяет понять, готов ли организм к нововведениям.

Если решили приучить малыша к прикорму, то стоит следовать нескольким правилам. Это поможет привыкнуть к нововведениям и значительно снизит степень давления на организм крохи.

Вводить новые продукты, начинать давать напитки, сок и даже компот можно только в том случае, если малыш чувствует себя отлично.

Когда у него есть признаки недомогания, от прикорма стоит отказаться, пусть нововведения подождут.

Если младенец чувствует себя плохо или мама заподозрила у него вирус, инфекцию, простуду или даже банальный насморк – прикорм откладывают на неопределенный срок, до тех пор, пока состояние здоровья не стабилизируется.

Не торопитесь, поскольку спешка тут не поможет. Вводить прикорм нужно постепенно, это позволит организму малыша привыкнуть к новой пище.

  • Дайте попробовать ложку новой пищи.
  • Оцените реакцию ребенка на блюдо.
  • Если малыш откажется, то не заставляйте.

Если заставлять ребенка есть прикорм, то это приведет к негативным ассоциациям. Насилие желательно исключить, но можно прибегнуть к маленьким хитростям. На начальном этапе отвлекайте ребенка, это поможет переключить его внимание.

Если малыш будет сыт, то ему не нужен никакой прикорм, он откажется от еды или закатит истерику.

Чтобы этого избежать, педиатры рекомендуют:

  • давать прикорм до основного питания;
  • предлагать воду после приема пищи;
  • отказаться от сока, если решили ввести новый продукт.

Сок в большом количестве может спровоцировать проблемы с желудком, чтобы этого избежать, отдайте предпочтение чистой, теплой воде.

Организм должен получать достаточное количество жидкости, поскольку вода участвует в процессах пищеварения, а ее нехватка может привести к недостаточной выработке пищеварительных ферментов.

Попав в желудок, жидкость уменьшает его объем, а это значит, что малыш съест меньше, поэтому употребление жидкости проводят в промежуток между кормлениями.

Никакого насилия

В отношении детей насилие не действительно по нескольким причинам. Но маленькие хитрости, к которым часто прибегают родители, сложно охарактеризовать таким термином.

Что можно сделать с малышом, чтобы он стал есть новую еду:

  • Отвлечь любым доступным способом.
  • Настоять на своем мнении.
  • Прибегнуть к шантажу, если он действует.

Когда мама или папа решит настоять на своем – это сложно назвать насилием. Попробуйте предложить крохе новую пищу, если он откажется, то повторите процедуру. Остановиться стоит в том случае, если ребенок готов закатить истерику, негативные эмоции не принесут пользы.

Монокомпонентность

Рацион ребенка должен быть разнообразным. Не стоит изо дня в день предлагать блюдо, которое не понравилось малышу. Постарайтесь проявить фантазию и накормить ребенка чем-то интересным и вкусным.

Введение прикорма – это важный период в жизни каждой семьи, но не стоит зацикливаться на проблеме. Если ребенок отказывается от новой пищи – не торопитесь. Предложите ему еду, если получите отказ, то сделайте перерыв в 3-4 дня, потом повторите попытку.

Рацион ребенка должен быть разнообразным. Не стоит изо дня в день предлагать блюдо, которое не понравилось малышу. Постарайтесь проявить фантазию и накормить ребенка чем-то интересным и вкусным.

Для того чтобы малыш с наибольшим комфортом вошел в мир взрослых, взрослым следует побеспокоиться о том, чтобы этот процесс произошел очень деликатно, в том числе знакомство грудничка со взрослой пищей.

Для начала родителям следует понять, что не существует строгих рамок , в которые ребенка обязательно следует познакомить с едой. Не существует единственно правильного продукта, который следует дать ребенку в первый день прикорма. Родителям следует учитывать, что все дети индивидуальны, каждый из них — личность со своими потребностями и предпочтениями. В связи с чем есть только общие рекомендации от консультантов по детскому прикорму, которые желательно учесть.

Первый прикорм

Большинство родителей задолго до введения первого прикорма начинают выяснять, как лучше устроить этот этап жизни, как не навредить малышу и, не ранив детскую психику и ЖКТ, начать прием взрослой пищи.

Для начала стоит определить примерный возраст, которые ВОЗ ЮНИСЕФ указывает как самый благоприятный для введения первого прикорма. Это возраст с 5 до 7 месяцев. Считается, что именно в этот период сам ребенок и его ЖКТ готовы для постепенного введения прикорма.

Как определить, что время прикорма пришло?

Действительно, период в два месяца — слишком расплывчатые рамки. Когда же все-таки стоит вводить прикорм? Как не запутаться и не сделать так, чтобы грудной ребенок отказался от прикорма в дальнейшем?

Для этого необходимо отслеживать признаки готовности ребенка к приему взрослой пищи. К ним относятся следующие:

  • ребенок заинтересован взрослой едой, тянет ручки к тарелкам родителей;
  • хорошо, если у ребенка уже прорезался хотя бы один зубик, но это необязательный показатель. Для пюреобразной пищи зубы не нужны;
  • необходимо дождаться момента, когда вес ребенка станет в два раза больше, чем при рождении;
  • важно, чтобы ребенок уже умел сидеть некоторое время;
  • важно, чтобы ребенок уже умел дать понять, что он не хочет это кушать ( т.е. отвернуться или убрать ложку ручками);
  • на момент начала прикорма ребенок должен быть полностью здоров;
  • на момент начала введения прикорм ребенку нельзя ставить прививки хотя бы 3 дня.

Родителям стоит понять, что главной первостепенной задачей введения прикорма для ребенка является не питательная функция, а педагогическая. Ребенка необходимо заинтересовать новым видом пищи, в противном случае у него может произойти нарушение пищевого поведения.

Еще один важный момент в области введения прикорма — это введение микродозами. Начинать вводить новый продукт нужно с половинки чайной ложечки, с каждым днем увеличивая дозу на пол-чайной ложки. Довести введение продукта необходимо до трех чайных ложек. Не нужно предлагать ребенку сразу всю баночку! ЖКТ малыша не справится с такой нагрузкой и может дать сбой. Организм не сможет с грудного молока (или смеси) за столь короткий срок набрать большие обороты по переработке новых продуктов.

Поэтому очень важно вводить прикорм поэтапно.

Алгоритм введения первого прикорма

  • Прикорм дают перед кормлением (затем докармливают грудным молоком или смесью по требованию).
  • Вводят только один новый продукт (монокрупа, монопюре).
  • Пища должна быть пюреобразной.
  • Каждый продукт вводится в течение 5-6 дней (за это время необходимо следить за появлением каких-либо реакций: аллергическая, изменение стула и другие).

Список продуктов для первого прикорма

С каких продуктов лучше начинать прикорм? Существует несколько мнений на этот счет. Одни специалисты утверждают, что лучше начинать с безмолочных каш, другие считают, что начинать необходимо с овощных пюре.

На самом деле нет принципиальной разницы в этом вопросе. Но детям, которые тяжело набирают вес, стоит начать прикорм именно с кашек. А для детей, у которых с набором веса проблем нет, лучше будет начать прикорм с овощных пюре (кабачок и брокколи). Фрукты вводят в последнюю очередь.

Список овощей для первого прикорма:

  • Кабачок.
  • Брокколи.
  • Цветная капуста.
  • Тыква.
  • Картофель.

Список каш для первого прикорма:

  • Гречневая (безмолочная).
  • Рисовая (безмолочная).
  • Кукурузная (безмолочная).

Пшеничная и овсяная вводятся месяцем позже.

Список фруктов для первого прикорма:

  • Яблоко.
  • Груша.
  • Чернослив.
  • Банан.
  • Персик.

Лучше начинать с тех фруктов, которые свойственны нашим широтам.

Позже начинают вводить мясо индейки, цыпленка, кролика. Затем вводят кисломолочные продукты (творог и кефир).

Ребенок отказывается от прикорма

В пять месяцев такое явление вполне нормально. Если ребенок в 5 месяцев отказывается от прикорма, он просто не готов. Еще слишком рано. Обычно в 4-5 месяцев вводят прикорм родители, которые, не изучив вопросы детского питания, прислушались к мнению старшего поколения. Да, действительно, наши родители и наши бабушки вводили своим детям прикорм в возрасте 4 месяцев. Тогда это считалось нормой. Да и выхода у женщин 60-90-х годов не было. В то время женщины не имели возможность долго выкармливать малыша грудным молоком, поэтому шли на вынужденные меры. А наши родители уже заимствовали опыт своих родителей, не имея необходимой литературы по питанию малышей.

Читайте также:  Развитие головы новорожденного

Сейчас же имеется большое количество исследований на тему прикорма, где четко даются советы не вводить его раньше 6-месячного возраста ребенка.

Случается, что ребенок отказывается от прикорма в 6 месяцев. Родители долго ждали этот день, запаслись всевозможными баночками, тарелочками, ложечками и слюнявчиками, а ребенок, скорчив гримаску на милом личике, явно дает понять, что он это есть не собирается. Родители в панике: «Как так? Пора же! ВОЗ же рекомендует!».

Спокойствие, только спокойствие!

На самом деле и в этом случае не стоит сильно беспокоиться. ВОЗ дает относительные рекомендации, которые можно варьировать в зависимости от индивидуальных различий малышей. Каждый ребенок — личность. И вполне возможно, что сегодня он еще не готов к прикорму. Не стоит заставлять ребенка ни в коем случае. Лучше отложить прикорм до лучших времен, переждав пару-тройку недель.

Отказ от прикорма после 6 месяцев

Некоторые родители, не увидев у своего ребенка готовности к прикорму, начинают его только после 6,5 месяца. Но начинают паниковать, если ребенок отказывается от прикорма в 7 месяцев. Или обзванивают всех знакомых врачей. Беспокойство родителей вполне можно понять, если ребенок в 8 месяцев отказывается от прикорма. Ведь дети знакомых к этому времени уже вовсю познают взрослую пищу.

Возрастная граница возраста для прикорма

На самом деле многие дети начинают пробовать взрослую пищу не в 6 месяцев, а только после 7-8 месяцев, и это считается нормой.

А вот после 7-8 месяцев стоит разобраться, почему ребенок отказывается от прикорма. Это может быть связано с болезнью или нарушением работы ЖКТ. При подобных подозрениях обязательно следует обратиться к врачу.

Очень важным является наличие пищевого интереса, его важно вовремя поймать и грамотно развить.

В первую очередь, ни в коем случае нельзя пытаться накормить ребенка против его воли. Иначе это может вызвать в дальнейшем негативную ассоциацию на прием пищи.

А также очень важно не перекармливать малыша. Потому что мамы зачастую бывают обеспокоены тем, что после прикорма ребенок отказывается от смеси или грудного молока. Скорее всего, в таких случаях он уже наелся. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Основной пищей малыша до года остается грудное молоко и смесь. Прикорм остается при кормлении, но не вместо него.

Здоровье малыша и прикорм

Одной из причин, по которой грудной ребенок отказывается от прикорма, является проблема здоровья.

Возможны следующие проблемы:

  • Боль в ушах и боль в горле. В таких ситуациях малышу больно глотать.
  • Заложенный нос. Вполне возможно, что из-за дискомфорта малыш может отказаться есть прикорм.

В вышеперечисленных случаях необходима консультация детского педиатра. Он выпишет необходимые препараты для лечения.

Еще одна проблема, из-за которой первый прикорм может сорваться, — это прорезывание зубов. В такие дни десны у ребенка воспалены, малыш ведет себя беспокойно и раздражительно.

Виды прикорма

Существует два вида прикорма: педиатрический и педагогический. Большинство родителей, не задумываясь, выбирают первый. А родители, которые изучают вопросы прикорма, оставляют выбор за вторым методом.

Педиатрический прикорм

Данной методикой пользуются мамы-консерваторы.

Педиатрический прикорм — это стандартный вид прикорма, который выбирают большинство родителей. Суть такого прикорма — введение продуктов в определенной последовательности по определенным правилам. Четко следуя инструкции, мамы приучают ребенка к взрослой пище.

Плюсы такого прикорма — здоровый ЖКТ. Минус — отказ от взрослой пищи.

Мамы зачастую не обращают внимание на отказы от еды малышом при данном виде прикорма, что впоследствии может сказаться на проблемах в пищевом поведении.

Педагогический прикорм

Этой методикой пользуются мамы-новаторы, которым интересно все новое.

Суть данного метода сводится к тому, что мамы дают взрослую еду малышу только в том случае, если малыш проявил к ней интерес. При таком виде прикорма ребенка сажают за общий стол во время обеда, малыш привыкает к такому ритуалу и постепенно проявляет интерес к тому, что делают взрослые, что они едят.

Важно! Данный вид прикорма подойдет только для тех родителей, которые придерживаются правил правильного питания. Желательно, чтобы пища была не досолена и, конечно же, не содержала всевозможных консервантов и красителей.

Пища должны быть вареная, тушеная или приготовленная на пару. Нельзя в качестве первого прикорма использовать жареную еду и пищу, содержащую сахар.

Советы по введению прикорма

Проконсультируйтесь с педиатром перед введением прикорма. Пусть доктор осмотрит малыша на предмет здоровья и посоветует, с какого продукта лучше начать.

Прикорм вводится только полностью здоровому ребенку. Нельзя вводить новый продукт в течении 3 дней после вакцинации. Лучше переждать 5 дней.

Каждый продукт вводится в течение 5-6 дней, для того чтобы была возможность выявить, на какой продукт конкретно у малыша реакция (если будет).

Не стоит подкармливать совершенно голодного малыша. Он должен быть слегка поевшим, иначе возможен срыв прикорма из-за раздраженного и психующего малыша.

Важно начинать прикорм с однокомпонентных продуктов. Если овощное пюре, то в нем должен быть только один овощ. Если каша, то не многозерновая, а однозерновая.

Каши начинают вводить безмолочные и не содержащие глютен (рисовая, кукурузная и гречневая крупа).

Не стоит делать вывод, что малышу не нравится новый продукт, после одной попытки. Стоит попробовать хотя бы 5-7 раз.

Самое главное правило после 8 месяцев: если ребенок отказывается от прикорма, что делать, подскажет педиатр. Это первый человек, к которому необходимо обратиться в такой ситуации. Если проблемы со здоровьем нет, то беспокоиться не стоит. Отказ от взрослой пищи — это временное явление.

С каких продуктов лучше начинать прикорм? Существует несколько мнений на этот счет. Одни специалисты утверждают, что лучше начинать с безмолочных каш, другие считают, что начинать необходимо с овощных пюре.

Консультант по грудному вскармливанию, координатор проекта «Новый уровень», автор нескольких книг о грудном вскармливании.

Прикорм, как и грудное вскармливание, дело тонкое — казалось бы, ну что сложного в том, чтобы начать давать малышу какую-то пищу, отличную от грудного молока (или смеси)? Но нет, возможностей для ошибок полно: шаг влево — потеря лактации, шаг вправо — отказ от еды… Пойдем же проторенной тропой и разберем самые частые заблуждения вокруг прикорма.

Ошибка №1. Начинать прикорм слишком рано

Обычное время начала прикорма — около шести месяцев. Иногда немного раньше, чаще позже. Хотя, если мы с вами посмотрим на баночки производителей прикормов, то увидим там пометки «4+» и даже «3+». Некоторые воспринимают это как руководство к действию, хотя единственные, кому нужно, чтобы прикорм вводился не в полгода, а на 2-3 месяца раньше, это именно производители прикормов. А малышам так рано обычно не нужно: ферментативная и пищеварительная система только примерно к полугоду и готовы к хоть сколько-нибудь адекватному усвоению отличной от грудного молока пищи. Вообще, способности деток к перевариванию «взрослой» пищи приближаются к нашим только после года, но в полгода это хотя бы начинает работать. Поэтому для некоторых мам большим удивлением становится, когда они начинают прикорм в 4 месяца, «чтобы малыш лучше набирал вес», а ребенок набирает еще хуже или вообще останавливается в прибавках. Происходит такое, если прикорм, который малыш еще не в состоянии адекватно усвоить, занимает место грудного молока или смеси, дающих гарантированные легкоусваиваемые калории.

А еще, по результатам многих исследований, прикорм ранее полугода является фактором риска для развития желудочно-кишечных и респираторных заболеваний, увеличивает вероятность развития аллергий и преждевременного окончания грудного вскармливания. Именно поэтому ВОЗ и рекомендует в качестве «золотого стандарта» начало прикорма в возрасте около полугода.

Ошибка №2. Начинать прикорм слишком поздно

С другой стороны, часть мам полагает, что грудное молоко настолько хорошо, что можно обходиться без всякого прикорма весь первый год. Эта крайность тоже небезобидна для здоровья малышей. Конечно, грудное молоко действительно очень ценно, но все же к возрасту малыша 9-10 месяцев ему начинает не хватать определенных веществ (прежде всего железа и цинка), да и просто энергии грудного молока для развития уже маловато. Если прикорм к этому возрасту еще не введен, повышается риск развития анемии. Кроме того, в возрасте 8-9 месяцев малыши в норме осваивают навыки жевания, и если этот этап упускается — впоследствии вероятны сложности с едой (случается, что задержавшиеся с прикормом мамы потом вынуждены до 2-3 лет давать деткам только пюрированную пищу, потому что с кусочками ребенок не справляется).

А известная антрополог МередитСмолл в своей книге «Дети» приводит интересную подробность: «Доктор Кэрол Дженкинс с коллегами, проведшие масштабное исследование детей от рождения и до раннего детского возраста в племени амеле из низовий Папуа Новой Гвинеи, обнаружили, что хотя дети этого племени рождаются немного меньше среднего, в первые полгода жизни они растут так же, как и все младенцы. Но после 6 месяцев темпы их роста замедляются, и в итоге дети вырастают гораздо меньше ростом, чем можно было бы ожидать… Амеле начинают прикармливать своих младенцев, когда тем исполняется примерно 10 месяцев. Но, в отличие от других культур, они прикармливают их не очень питательной пищей – традиционно это только фруктовый сок или суп, но не твердая пища. Амеле думают, что молоко матери по мере взросления ребенка становится все более полезным и питательным, поэтому прикармливают они редко… Ученые раз за разом показывали, что дети, которые недоедают либо недополучают белков или витаминов, растут медленнее и часто так и не догоняют своих сверстников, даже если потом начинают питаться правильно».

В общем, лучше всего золотая середина. 4-5 месяцев — еще слишком рано, но и 10 месяцев — явно уже поздно. Оптимально укладываться в какой-то период между 5,5-8 месяцами.

Ошибка №3. Заменять кормления грудью на прикорм

Это не просто частый, а очень частый совет в «схемах прикорма»: «Сначала заменяем одно кормление грудью на прикорм, потом другое…» Чтобы понять, что так делать не нужно, достаточно просто подумать о том, какой результат должен быть достигнут. Он прост и незамысловат: к году кормления грудью не должно остаться вообще. И так и будет, если следовать ему, даже еще раньше. Потому что при замене кормлений грудью на прикорм происходит одно из двух: либо малыш ведет себя поумнее этих советчиков и напрочь отказывается есть прикорм, который в него впихивают такими темпами и объемами, либо у мамы стремительно сокращается выработка молока.

Напомним, что по рекомендациям ВОЗ после введения прикорма кормление грудью должно продолжаться, и в качестве обычного его срока называется два года или дольше. И ко второму году жизни малыш порядка 50% своего рациона по-прежнему получает из грудного молока, которое продолжает оставаться незаменимым поставщиком ценных пищевых веществ и основным регулятором микрофлоры ребенка. Кормление грудью в норме не заменяет прикорм, а дополняет его. Это означает, что прикорм дается не вместо кормления грудью, а вместе с кормлением грудью. На фоне груди малыш съедает совсем мало? Значит, больше ему сейчас и не нужно. Задача мамы – предложить.

Ошибка №4. Кормить малыша, ориентируясь на «доведение до объема»

Это стандартная рекомендация из системы так называемого «педиатрического прикорма»: «начинаем с 1 столовой ложки и за неделю (или две..) доводим до полного объема». Под «полным объемом» обычно подразумевается 80-100-200 г прикорма. Точное количество зависит обычно от объема продукта, помещающегося в баночку фирмы-производителя для определенного возраста… Ну, понятно, да, откуда сама эта идея берется?

«И что в этом плохого?», — интересуются многие. «Ну, будет ребенок через неделю или две съедать полную баночку прикорма, это же хорошо?». Хорошо, да не очень. Потому что, скорее всего, не будет малыш стремительно проявлять такой аппетит, чтобы с нуля и банку за раз слопать уже через полмесяца. Большинству малышей еда в таких объемах еще не интересна и не нужна. А мама-то нервничает, написано же, что к этому сроку ребенок должен съедать столько-то. И начинается кормление ребенка, когда он не проявляет интереса и желания, не потому что малыш хочет, а потому что производителем прикорма это придумано и педиатром подтверждено. Однако кормление против желания ни к чему хорошему не приводит: чем настойчивее мама, тем сильнее нежелание есть у ребенка, вплоть до полного отказа от еды, когда малыш немного подрастет и сможет настаивать на своем.

Ошибка №5. Очень верить «пищевому интересу»

«Но не все дети такие, я своего ребенка кормила, и он с удовольствием по целой баночке съедал», — скажут некоторые мамы. Это правда, есть и такие детки, которые действительно могут с интересом и аппетитом съедать ту самую полную порцию. Сложность только в том, что малыши, которые очень активно и много едят на старте введения прикорма, попозже, месяцев в 8-10, обычно объявляют внезапную забастовку, отказываясь почти целиком от чего-то одного: либо от прикорма, либо от груди. Чаще от прикорма в пользу груди, но и наоборот тоже случается.

Почему так происходит? Потому что малыш в начале прикорма ест не из-за того, что ему хочется есть. У него пока еще не выстроена четкая взаимосвязь между едой и насыщением, обычно она закрепляется уже после года. Пищевой интерес означает его желание быть «как взрослый», повторять то же, что делают и другие члены семьи, и узнавать нечто новое, получать интересные ощущения во рту. И если мама охотно идет навстречу ребенку, полностью удовлетворяя эту его потребность, даже с лихвой («Ну, еще ложечку за папу. ») – она удовлетворяется и… угасает. Ребенок уже перепробовал это, то, вон то и много чего еще, ему перестало быть интересно пробовать. И тогда малыш снова возвращается к маминой груди. Либо, если мама уж очень активно нагружает и прикормом, и грудью – отказывается от груди, просто чтобы меньше путаться между двумя разными навыками кормления… Именно поэтому на первых порах лучше все-таки ограничивать и разнообразие получаемой малышом пищи, и ее количество. С точки зрения поддержания пищевого интереса для крохи 6-7 месяцев жизни лучше недоесть прикорма, чем переесть его. Недоедание он легко компенсирует маминой грудью, а вот для переедания самый обычный путь компенсации – отказ от груди или от прикорма же.

Ошибка №6. Развлекать ребенка за едой, «чтобы больше съел»

Это просто путь в никуда. А точнее, не в сторону развития у малыша аппетита и пищевого интереса, а в сторону все новых и новых развлечений, чтобы съел хоть что-нибудь. У ребенка закрепляется установка, что еда сама по себе малоприятная и абсолютно неинтересна; что есть можно только и исключительно в связи с развлечениями. В итоге вместо аппетита к трапезе мама получает необходимость придумывать сто новых чудесных способов заставить ребенка открыть рот…

Ошибка №7. Кормить малыша отдельно от всей семьи

Дети – существа коллективные. Им очень нравится быть «как взрослые», и их пищевое поведение во многом зависит от того, какое отношение к еде они видят у своей семьи. Конечно, для мамы в чем-то проще посадить малыша за отдельный стульчик, накормить его, а потом, мысленно поставив для себя галочку, сесть спокойно поесть самой. Но если малыш исключен из семейных трапез, то он быстро утеряет смысл всего этого занятия. Когда он видит, что папа и мама едят с аппетитом – он тоже будет хотеть есть ту же еду. А если за столом присутствуют братья-сестры, и в особенности если есть малыши его же возраста – тут уже включится соревновательность! Помните мультик «Осторожно, обезьянки», где девочка убегала от гоняющихся за ней с ложкой родителей, а потом ела наперегонки с охотящимися на ее еду обезьянками? Вот именно так это у малышей и работает. Хотите воспитать хорошего едока – садитесь с ним за один стол. Можно на маминых коленях (многим так проще, потому что детки в определенном возрасте любят то убегать из-за стола, то вновь прибегать), можно за отдельным стулом, но – вместе со всей семьей.

Больше интересных статей про прикорм:

2. Как и когда начинать вводить прикорм малышу.

3. Что такое педагогический прикорм — философия жизни или призма пищевого поведения семьи?

4. Как мы вводили педагогический прикорм, и что у нас из этого вышло.

Консультант по грудному вскармливанию, координатор проекта «Новый уровень», автор нескольких книг о грудном вскармливании.

http://www.baby.ru/blogs/post/514640405-432827898/http://deti.mail.ru/article/kak-izbezhat-oshibok-pri-vvedenii-prikorma/http://mam-ya-sam.ru/grudnoe-moloko/esli-rebenok-ploho-est-prikorm.htmlhttp://fb.ru/article/404471/rebenok-otkazyivaetsya-ot-prikorma-osnovnyie-pravila-vvedeniya-prikorma-pervyie-produktyi-sovetyi-i-rekomendatsiihttp://citymoms.ru/oshibki-vvedeniya-prikorma/

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Первая энциклопедия о детях для родителей