Что делать если ребёнок лежит на одной стороне головы в месяц

Содержание

Помните анекдот про юношу, которого не берут в армию из-за того, что у него квадратный череп, а в армии нет соответствующих касок? На самом деле, у большинства из нас череп при рождении имел слегка деформированную форму. Иногда это происходит из-за того, что череп ребенка деформировался при проходе через родовые пути при рождении, а иногда необычная форма черепа может обуславливаться неправильным обращением с младенцем. Некоторые родители позволяют ребеночку долго лежать на одной стороне, и в результате это проявляется на неокрепших костях черепа. Но, как известно, форма головы младенца может меняться по мере того, как он растет. Предлагаем вашему вниманию несколько весьма полезных советов о том, как постараться избежать появления плоских участков и других деформаций на черепе у малыша, и какие меры, в случае необходимости, надо предпринять.

КАК ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ВЛИЯЕТ НА ФОРМУ ЧЕРЕПА

На макушке у новорожденного есть две мягкие зоны, где кости черепа еще не полностью срослись. Этот неокостеневший участок свода черепа, называемый родничком, позволяет сравнительно большой головке ребенка протиснуться при рождении через узкий родовой канал. Также, этот неокостеневший участок позволяет развиваться (в то числе, в размерах) быстро растущему мозгу младенца. Но именно из-за того, что этот участок еще слишком мягкий, непозволительно позволять ребеночку лежать долго в одном и том же положении – это может привести к ассиметричному развитию черепа.

Данная асимметрия хорошо может быть заметна, если глядеть на головку ребенка сверху. С такой позиции голова ребенка может выглядеть несколько более плоской с одной стороны, чем с другой. С более плоской стороны могут чуть дальше выступать скулы, да и ушко с плоской стороны может выглядеть немного оттопыренным.

ЧТО С ЭТИМ МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Образование такой позициональной асимметрии является очень распространенным явлением у маленьких детей, особенно, если большинство времени они проводят на каком-то одном боку в кроватке или коляске . Для того чтобы избежать возникновения такой асимметрии, необходимо помнить о следующих правилах.

1. Периодически меняйте положение ребенка

Когда новорожденный спит, его, как правило, кладут на спину. При этом необходимо иногда менять положение головы ребеночка, чуть-чуть наклоняя саму головку, или все тело вместе с головой влево, или вправо. Меняя положение головы, старайтесь не переворачивать ребенка на бок полностью. Просто подкладывайте что-либо вначале под один бок, потом под другой во время сна. Неплохо при кормлении ребенка периодически менять руку, на которой вы его держите.

2. Носите ребенка чаще на руках, когда он не спит

Старайтесь чаще брать ребенка на руки, когда он бодрствует. Это позволит несколько ослабить давление на череп младенца, которое оказывает кроватка или коляска.

3. Переворачивайте малыша иногда на животик

На первых порах переворачивайте иногда ребенка лицом вниз – пусть малыш поиграет будучи на животике. Но сделав это, ни в коем случае ни на секунду не покидайте младенца. Он должен быть всегда под вашим надзором в такой позиции , чтобы случайно не уткнуться личиком в постель и не задохнуться. Если вам необходимо ненадолго выйти из комнаты, переверните малыша обратно на спину.

Как часто Вы обращаетесь к врачу по своему здоровью или здоровью ребенка?
Постоянно слежу за здоровьем и прохожу плановые приемы, чтобы быть в курсе всех изменений в организме.
35.61%
Только когда появляются симптомы или боли.
39.39%
Когда накопится несколько проблем со здоровьем тогда обращаемся, нечего лишний раз туда ходить.
25%
Проголосовало: 132

4. Меняйте положение кроватки и ребенка в ней

Если уж вы заметили небольшую деформацию, к примеру, левой стороны черепа, старайтесь располагать своего малыша в коляске или кроватки так, чтобы вы занимались своими домашними заботами, будучи по его правую руку. Ребенок, играя, будет вынужден поворачивать голову в ту сторону, где находитесь вы , что позволить несколько ослабить давление на деформированную сторону. Часто меняйте положение кроватки в комнате, давая ребенку возможность изучить все пространство помещения, а не только, скажем, вас в кресле по левую руку. Никогда не позволяйте малышу засыпать таким образом, чтобы его головка находилась на подушке или на каком-нибудь другом мягком возвышении.

ШЛЕМ ДЛЯ МЛАДЕНЦА

Обычно бывает достаточно менять положение, в котором лежит ребенок, для того чтобы не допустить деформации черепа и образования асимметрии. Если асимметрия уже образовалось, и никакие ухищрения не помогли исправить ее в течение нескольких месяцев, доктора могут порекомендовать специальный бандаж на голову, похожий на шлем . Это приспособление поможет черепу малыша формироваться симметрично. Суть действия этого шлема заключается в том, что он оказывает очень слабое, но постоянное давление на определенную часть черепа, что позволяет выровнять деформированные зоны.

Такой шлем очень эффективен в период с 4-ех до 6-ти первых месяцев жизни малыша. Именно тогда череп еще очень мягкий, кости растут достаточно медленно, а мозг развивается быстро. В течение всего периода лечения этот бандаж носится постоянно – обычно, в течение 12-ти недель . Его снимают ненадолго лишь для того, чтобы постирать и дать коже ребенка подышать. Примерно один раз в неделю или в две недели необходимо регулировать шлем для младенца . Существуют подобные шлемы и для коррекции детского черепа в более позднем возрасте, но в этом случае лечение длится гораздо дольше.

БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ СЛУЧАИ – ЧТО ДЕЛАТЬ?

К сожалению, так бывает (хотя и очень редко), что кости черепа новорожденного срастаются преждевременно . Образовавшаяся твердая и неэластичная часть давит на другие кости черепа по мере увеличения в размерах мозга. Такая аномалия называется краниосиностоз (преждевременная образование черепа и облитерация швов). У врачей есть стандартные методы исправления данной аномалии в младенческом возрасте. Для того чтобы дать мозгу возможность расти и развиваться, сросшиеся преждевременно кости должны быть разделены при помощи хирургического вмешательства.

АСИММЕТРИЯ НЕ ДОЛЖНА МЕШАТЬ ВАМ РАЗВИВАТЬ РЕБЕНКА

Зачастую, асимметрия вызывает у родителей панику. На ребенка одевают шлем и бояться лишний раз прикоснуться к малышу, чтобы, не дай бог, не повредить его в период лечения! Не забывайте, что ребенок продолжает расти даже с таким приспособлением на голове, а значит, малыш нуждается в играх. Для того чтобы определить насколько активными должны быть игровые мероприятия, необходимо обязательно советоваться с педиатром. Он же может назначить массаж ребенку, который также лучше доверить специалистам.

Данная асимметрия хорошо может быть заметна, если глядеть на головку ребенка сверху. С такой позиции голова ребенка может выглядеть несколько более плоской с одной стороны, чем с другой. С более плоской стороны могут чуть дальше выступать скулы, да и ушко с плоской стороны может выглядеть немного оттопыренным.

Может кто сталкивался и даст совет: дочка до 5,5 месяцев на полном ГВ, но титишницей не была с рождения, поспит, покушает, погуляет, на сон отказывалась есть, опять поспит, покушает, погуляет… спать. Прикорм начали в 5,5 с овощей так как мало набирали, (по 300 гр. за последние 2 месяца, да и интерес к пище проявлялся очень сильный, в 6 месяцев нам врач сказала можно начинать каши и мясо. Каши едим с 6 мес. и 1 недели, а мясо начали неделю назад. В целом прикорм ест хорошо. Но! Если по началу я ее докармливала, то когда дошли до нормальной порции прикорма ( 100 гр каши и 120 гр овощей с мясом, больше не съедает) то от груди стала отказываться. В итоге сейчас у нас на завтрак в 8 00 каша, на обед в 12 00 овощи с мясом, а вот потом начинается запарка: в 15 00 предлагаю грудь, пососет минуту и все, а сама голодная, капризничает, предлагаю снова, опять пол минутки и все, пыталась вообще ждать до 16 00, но и тут та же история! В итоге сцеживаю уже несколько дней и даю молоко с печеньем с ложки, ест, только ложку успевай туда сюда водить! После прогулки голодная, это где то в 18 00 -18 30 -19 00 по разному, сосет грудь минуты 2-3 и все! А там на ночь в пол 9 максимум минуты 4! Усыпает и просыпается через часа полтора от голода, и все, Ночь удалась! Мы и так спим не очень, я терпела 2 недели, в итоге начала допаивать смесью, выпивает 50 гр, и спит до 2 ночи, вот там она на тите отрывается, ест минут 30! И потом уже где то в пол 6 утра из другой груди ест! Короче нормального кормления грудью осталось 3 раза! Может и радоваться надо, а мне как то обидно! Как же так мама ей титю, а она в отказ! И чем же нам питаться? Творог, кефир и фруктовые пюре рано, что же теперь каши давать 2 раза? Да так и молоко совсем пропадет, его и так стало мало, пью лактогон, а то боюсь пропадет, а я хотела до года покормить! Кстати пробовала чередовать кашу, потом в обед грудь, потом после сна овощи, все равно сосет 2 минуты, в итоге спит голодная и плохо.

Может кто сталкивался и даст совет: дочка до 5,5 месяцев на полном ГВ, но титишницей не была с рождения, поспит, покушает, погуляет, на сон отказывалась есть, опять поспит, покушает, погуляет… спать. Прикорм начали в 5,5 с овощей так как мало набирали, (по 300 гр. за последние 2 месяца, да и интерес к пище проявлялся очень сильный, в 6 месяцев нам врач сказала можно начинать каши и мясо. Каши едим с 6 мес. и 1 недели, а мясо начали неделю назад. В целом прикорм ест хорошо. Но! Если по началу я ее докармливала, то когда дошли до нормальной порции прикорма ( 100 гр каши и 120 гр овощей с мясом, больше не съедает) то от груди стала отказываться. В итоге сейчас у нас на завтрак в 8 00 каша, на обед в 12 00 овощи с мясом, а вот потом начинается запарка: в 15 00 предлагаю грудь, пососет минуту и все, а сама голодная, капризничает, предлагаю снова, опять пол минутки и все, пыталась вообще ждать до 16 00, но и тут та же история! В итоге сцеживаю уже несколько дней и даю молоко с печеньем с ложки, ест, только ложку успевай туда сюда водить! После прогулки голодная, это где то в 18 00 -18 30 -19 00 по разному, сосет грудь минуты 2-3 и все! А там на ночь в пол 9 максимум минуты 4! Усыпает и просыпается через часа полтора от голода, и все, Ночь удалась! Мы и так спим не очень, я терпела 2 недели, в итоге начала допаивать смесью, выпивает 50 гр, и спит до 2 ночи, вот там она на тите отрывается, ест минут 30! И потом уже где то в пол 6 утра из другой груди ест! Короче нормального кормления грудью осталось 3 раза! Может и радоваться надо, а мне как то обидно! Как же так мама ей титю, а она в отказ! И чем же нам питаться? Творог, кефир и фруктовые пюре рано, что же теперь каши давать 2 раза? Да так и молоко совсем пропадет, его и так стало мало, пью лактогон, а то боюсь пропадет, а я хотела до года покормить! Кстати пробовала чередовать кашу, потом в обед грудь, потом после сна овощи, все равно сосет 2 минуты, в итоге спит голодная и плохо.

Консультант по грудному вскармливанию, координатор проекта «Новый уровень», автор нескольких книг о грудном вскармливании.

Читайте также:  После укола в десну образовалась уплотнение

Прикорм, как и грудное вскармливание, дело тонкое — казалось бы, ну что сложного в том, чтобы начать давать малышу какую-то пищу, отличную от грудного молока (или смеси)? Но нет, возможностей для ошибок полно: шаг влево — потеря лактации, шаг вправо — отказ от еды… Пойдем же проторенной тропой и разберем самые частые заблуждения вокруг прикорма.

Ошибка №1. Начинать прикорм слишком рано

Обычное время начала прикорма — около шести месяцев. Иногда немного раньше, чаще позже. Хотя, если мы с вами посмотрим на баночки производителей прикормов, то увидим там пометки «4+» и даже «3+». Некоторые воспринимают это как руководство к действию, хотя единственные, кому нужно, чтобы прикорм вводился не в полгода, а на 2-3 месяца раньше, это именно производители прикормов. А малышам так рано обычно не нужно: ферментативная и пищеварительная система только примерно к полугоду и готовы к хоть сколько-нибудь адекватному усвоению отличной от грудного молока пищи. Вообще, способности деток к перевариванию «взрослой» пищи приближаются к нашим только после года, но в полгода это хотя бы начинает работать. Поэтому для некоторых мам большим удивлением становится, когда они начинают прикорм в 4 месяца, «чтобы малыш лучше набирал вес», а ребенок набирает еще хуже или вообще останавливается в прибавках. Происходит такое, если прикорм, который малыш еще не в состоянии адекватно усвоить, занимает место грудного молока или смеси, дающих гарантированные легкоусваиваемые калории.

А еще, по результатам многих исследований, прикорм ранее полугода является фактором риска для развития желудочно-кишечных и респираторных заболеваний, увеличивает вероятность развития аллергий и преждевременного окончания грудного вскармливания. Именно поэтому ВОЗ и рекомендует в качестве «золотого стандарта» начало прикорма в возрасте около полугода.

Ошибка №2. Начинать прикорм слишком поздно

С другой стороны, часть мам полагает, что грудное молоко настолько хорошо, что можно обходиться без всякого прикорма весь первый год. Эта крайность тоже небезобидна для здоровья малышей. Конечно, грудное молоко действительно очень ценно, но все же к возрасту малыша 9-10 месяцев ему начинает не хватать определенных веществ (прежде всего железа и цинка), да и просто энергии грудного молока для развития уже маловато. Если прикорм к этому возрасту еще не введен, повышается риск развития анемии. Кроме того, в возрасте 8-9 месяцев малыши в норме осваивают навыки жевания, и если этот этап упускается — впоследствии вероятны сложности с едой (случается, что задержавшиеся с прикормом мамы потом вынуждены до 2-3 лет давать деткам только пюрированную пищу, потому что с кусочками ребенок не справляется).

А известная антрополог МередитСмолл в своей книге «Дети» приводит интересную подробность: «Доктор Кэрол Дженкинс с коллегами, проведшие масштабное исследование детей от рождения и до раннего детского возраста в племени амеле из низовий Папуа Новой Гвинеи, обнаружили, что хотя дети этого племени рождаются немного меньше среднего, в первые полгода жизни они растут так же, как и все младенцы. Но после 6 месяцев темпы их роста замедляются, и в итоге дети вырастают гораздо меньше ростом, чем можно было бы ожидать… Амеле начинают прикармливать своих младенцев, когда тем исполняется примерно 10 месяцев. Но, в отличие от других культур, они прикармливают их не очень питательной пищей – традиционно это только фруктовый сок или суп, но не твердая пища. Амеле думают, что молоко матери по мере взросления ребенка становится все более полезным и питательным, поэтому прикармливают они редко… Ученые раз за разом показывали, что дети, которые недоедают либо недополучают белков или витаминов, растут медленнее и часто так и не догоняют своих сверстников, даже если потом начинают питаться правильно».

В общем, лучше всего золотая середина. 4-5 месяцев — еще слишком рано, но и 10 месяцев — явно уже поздно. Оптимально укладываться в какой-то период между 5,5-8 месяцами.

Ошибка №3. Заменять кормления грудью на прикорм

Это не просто частый, а очень частый совет в «схемах прикорма»: «Сначала заменяем одно кормление грудью на прикорм, потом другое…» Чтобы понять, что так делать не нужно, достаточно просто подумать о том, какой результат должен быть достигнут. Он прост и незамысловат: к году кормления грудью не должно остаться вообще. И так и будет, если следовать ему, даже еще раньше. Потому что при замене кормлений грудью на прикорм происходит одно из двух: либо малыш ведет себя поумнее этих советчиков и напрочь отказывается есть прикорм, который в него впихивают такими темпами и объемами, либо у мамы стремительно сокращается выработка молока.

Напомним, что по рекомендациям ВОЗ после введения прикорма кормление грудью должно продолжаться, и в качестве обычного его срока называется два года или дольше. И ко второму году жизни малыш порядка 50% своего рациона по-прежнему получает из грудного молока, которое продолжает оставаться незаменимым поставщиком ценных пищевых веществ и основным регулятором микрофлоры ребенка. Кормление грудью в норме не заменяет прикорм, а дополняет его. Это означает, что прикорм дается не вместо кормления грудью, а вместе с кормлением грудью. На фоне груди малыш съедает совсем мало? Значит, больше ему сейчас и не нужно. Задача мамы – предложить.

Ошибка №4. Кормить малыша, ориентируясь на «доведение до объема»

Это стандартная рекомендация из системы так называемого «педиатрического прикорма»: «начинаем с 1 столовой ложки и за неделю (или две..) доводим до полного объема». Под «полным объемом» обычно подразумевается 80-100-200 г прикорма. Точное количество зависит обычно от объема продукта, помещающегося в баночку фирмы-производителя для определенного возраста… Ну, понятно, да, откуда сама эта идея берется?

«И что в этом плохого?», — интересуются многие. «Ну, будет ребенок через неделю или две съедать полную баночку прикорма, это же хорошо?». Хорошо, да не очень. Потому что, скорее всего, не будет малыш стремительно проявлять такой аппетит, чтобы с нуля и банку за раз слопать уже через полмесяца. Большинству малышей еда в таких объемах еще не интересна и не нужна. А мама-то нервничает, написано же, что к этому сроку ребенок должен съедать столько-то. И начинается кормление ребенка, когда он не проявляет интереса и желания, не потому что малыш хочет, а потому что производителем прикорма это придумано и педиатром подтверждено. Однако кормление против желания ни к чему хорошему не приводит: чем настойчивее мама, тем сильнее нежелание есть у ребенка, вплоть до полного отказа от еды, когда малыш немного подрастет и сможет настаивать на своем.

Ошибка №5. Очень верить «пищевому интересу»

«Но не все дети такие, я своего ребенка кормила, и он с удовольствием по целой баночке съедал», — скажут некоторые мамы. Это правда, есть и такие детки, которые действительно могут с интересом и аппетитом съедать ту самую полную порцию. Сложность только в том, что малыши, которые очень активно и много едят на старте введения прикорма, попозже, месяцев в 8-10, обычно объявляют внезапную забастовку, отказываясь почти целиком от чего-то одного: либо от прикорма, либо от груди. Чаще от прикорма в пользу груди, но и наоборот тоже случается.

Почему так происходит? Потому что малыш в начале прикорма ест не из-за того, что ему хочется есть. У него пока еще не выстроена четкая взаимосвязь между едой и насыщением, обычно она закрепляется уже после года. Пищевой интерес означает его желание быть «как взрослый», повторять то же, что делают и другие члены семьи, и узнавать нечто новое, получать интересные ощущения во рту. И если мама охотно идет навстречу ребенку, полностью удовлетворяя эту его потребность, даже с лихвой («Ну, еще ложечку за папу. ») – она удовлетворяется и… угасает. Ребенок уже перепробовал это, то, вон то и много чего еще, ему перестало быть интересно пробовать. И тогда малыш снова возвращается к маминой груди. Либо, если мама уж очень активно нагружает и прикормом, и грудью – отказывается от груди, просто чтобы меньше путаться между двумя разными навыками кормления… Именно поэтому на первых порах лучше все-таки ограничивать и разнообразие получаемой малышом пищи, и ее количество. С точки зрения поддержания пищевого интереса для крохи 6-7 месяцев жизни лучше недоесть прикорма, чем переесть его. Недоедание он легко компенсирует маминой грудью, а вот для переедания самый обычный путь компенсации – отказ от груди или от прикорма же.

Читайте также:  После приема миропристона прошли сутки выйдет ли плодное яйцо

Ошибка №6. Развлекать ребенка за едой, «чтобы больше съел»

Это просто путь в никуда. А точнее, не в сторону развития у малыша аппетита и пищевого интереса, а в сторону все новых и новых развлечений, чтобы съел хоть что-нибудь. У ребенка закрепляется установка, что еда сама по себе малоприятная и абсолютно неинтересна; что есть можно только и исключительно в связи с развлечениями. В итоге вместо аппетита к трапезе мама получает необходимость придумывать сто новых чудесных способов заставить ребенка открыть рот…

Ошибка №7. Кормить малыша отдельно от всей семьи

Дети – существа коллективные. Им очень нравится быть «как взрослые», и их пищевое поведение во многом зависит от того, какое отношение к еде они видят у своей семьи. Конечно, для мамы в чем-то проще посадить малыша за отдельный стульчик, накормить его, а потом, мысленно поставив для себя галочку, сесть спокойно поесть самой. Но если малыш исключен из семейных трапез, то он быстро утеряет смысл всего этого занятия. Когда он видит, что папа и мама едят с аппетитом – он тоже будет хотеть есть ту же еду. А если за столом присутствуют братья-сестры, и в особенности если есть малыши его же возраста – тут уже включится соревновательность! Помните мультик «Осторожно, обезьянки», где девочка убегала от гоняющихся за ней с ложкой родителей, а потом ела наперегонки с охотящимися на ее еду обезьянками? Вот именно так это у малышей и работает. Хотите воспитать хорошего едока – садитесь с ним за один стол. Можно на маминых коленях (многим так проще, потому что детки в определенном возрасте любят то убегать из-за стола, то вновь прибегать), можно за отдельным стулом, но – вместе со всей семьей.

Больше интересных статей про прикорм:

2. Как и когда начинать вводить прикорм малышу.

3. Что такое педагогический прикорм — философия жизни или призма пищевого поведения семьи?

4. Как мы вводили педагогический прикорм, и что у нас из этого вышло.

В общем, лучше всего золотая середина. 4-5 месяцев — еще слишком рано, но и 10 месяцев — явно уже поздно. Оптимально укладываться в какой-то период между 5,5-8 месяцами.

Ошибка №1: Вводить прикорм слишком рано («чем раньше, тем лучше»)

В чересчур раннем введении прикорма зачастую виноваты не только и не столько родители: порой врачи рекомендуют это детям с весом по нижней границе нормы или при замедлении прибавки в весе. Вполне нормальное замедление роста малыша примерно в 4-5 месяцев иногда принимают за признак дефицита питания и настаивают на приобщении ребенка «к нормальной еде».

Но эта тактика лишена логики: даже если вы введете прикорм кашами, то 2-3 ложки дадут всего 7 калорий в день. При этом ежедневно с грудным молоком или смесью ребенок получает около 700 калорий.

Вторая причина, по которой родители спешат ввести прикорм слишком рано, — это беспокойный ночной сон. Но то количество прикорма, которое малыш съедает в 4-6 месяцев, не может дать ему дополнительной сытости ночью. Примерно до 9-11 месяцев для детей совершенно нормально просыпаться, чтобы поесть. Введя прикорм слишком рано, вы не избавите себя от регулярных пробуждений.

Научно доказано, что слишком раннее начало прикорма (до 4-х месяцев) чревато увеличением рисков для здоровья ребенка. Подобный шаг может стать катализатором появления избыточного веса / ожирения в более позднем возрасте. Некоторые источники утверждают, что начало злакового прикорма до 3 месяцев увеличивает риск возникновения в дальнейшем сахарного диабета. Также вырастет риск желудочно-кишечных заболеваний и инфекций дыхательных путей.

Ко всему прочему, стоит помнить о том, что до 4-месячного возраста у младенцев нет нервно-мышечной координации, чтобы сформировать пищевой комок, перенести его в ротоглотку и проглотить, потому высок риск подавиться прикормом.

Обычно признаки готовности к прикорму появляются в 5,5-6,5 месяца. В некоторых случаях из-за индивидуальных особенностей это случается чуть ранее или чуть позднее — в диапазоне 4-9 месяцев.

Ошибка №2: Вводить прикорм слишком поздно («чем позже, тем лучше»)

Позднее начало прикорма (после 9 месяцев) зачастую приводит к дефициту микроэлементов, нехватке энергии, а также возможным нарушениям пищевого поведения в будущем.

Своевременное начало прикорма способствует адекватному потреблению ребенком макро- и микронутриентов. Продукты прикорма способны покрыть всю потребность в отдельных витаминах и минералах даже несмотря на то, что малыш потребляет их в небольшом количестве.

Ошибка №3: Избегать фруктов для начала прикорма

Первый продукт прикорма в целом может быть любым. Для большинства детей не важно, какие продукты они пробуют в первую очередь. Младенцы инстинктивно предпочитают сладкую пищу (грудное молоко — сладкое) и испытывают страх перед горькими продуктами.

Очередность ввода продуктов прикорма не может изменить этих предпочтений. Отказ от овощей, каш или мяса из-за первоочередного знакомства с фруктами — это распространенный миф.

Во многих странах прикорм начинают преимущественно со сладких фруктов и овощей, постепенно добавляя пресные. Идея начинать с каш появилась как следствие утверждения о том, что прикорм должен быть энергетически плотным. Однако никаких реальных оснований она под собой не имеет: каша менее калорийна, чем грудное молоко или смесь.

Ошибка №4: Слишком рано заменять прикормом одно кормление грудью / смесью

Когда малыш ест с аппетитом, хочется давать ему еще и еще. Однако при значительном объеме порции существует риск того, что ребенок откажется от основных кормлений – грудным молоком или смесью. При этом желудочно-кишечный тракт малыша еще не адаптирован к большим объемам «обычной» еды. Именно поэтому специалисты рекомендуют до 8-9 месяцев ограничить размер порции, давая малышу не более ½ стакана прикорма за раз.

И совсем не страшно, если ребенок ест прикорм меньшими порциями и в 8-9 месяцев не готов к замене даже одного кормления. Пройдет месяц-полтора — без давления со стороны мамы малыш освоится и научится насыщаться прикормом.

Ошибка №5: Не давать кусочки, потому что они — для более взрослых детей

Густое пюре, размятая вилкой еда, маленькие куски — малышу интересно познавать все варианты и выбирать походящий. Затягивание периода однородной пищи может привести к сложностям с питанием ребенка после 12-18 месяцев, включая полный отказ от любых продуктов не в виде пюре.

Жидкая еда не развивает навык жевания. Ребенок не формирует комок пищи, не проталкивает его в пищевод, не перетирает пищу деснами — а это все важные этапы и для пищеварения, и для развития речи.

Обычно в возрасте 6 месяцев дети начинают совершать жевательные движения челюстями, и им требуется еда, которую они могут перетирать. Пик жевания приходится на возраст 8-9 месяцев: если в этот период малыш так и не познакомился с кусочками, в дальнейшем жевательный рефлекс, который не был удовлетворен, начинает угасать, и знакомство с кусочками осложняется. Все это приводит к тому, что ребенок давится любой пищей, отличающейся от пюре, пугается кусочков, протестует. Он не пытается измельчать попавшие ему в рот кусочки, могут появиться тошнота и рвота.

Ошибка №6: Давать яблоки и огурцы в качестве первых кусочков

В качестве первых кусочков не используют твердые овощи и фрукты, такие как огурцы, сырая морковь, твердые яблоки и груши: их легко откусить, даже не имея зубов, но не получается разжевать. Пытаясь проглотить, малыш может травмировать пищевод или вдохнуть мелкий кусочек.

Американская академия педиатрии рекомендует избегать твердых (яблоки, морковь, сухари, печенье), круглых и гладких (орехи, зерна кукурузы, целый виноград), а также скользких кусочков (желатиновые мишки) в питании детей вплоть до 4 лет. Именно до этого возраста, даже обладая всеми зубами, малыш может поперхнуться.

Если вы боитесь давать кусочки, предложите сделать это более уверенному взрослому — папе, бабушке или няне. Увидев, что малыш хорошо справляется с первыми кусочками, вы перестанете сильно нервничать. Еще один вариант борьбы со взрослой фобией кусочков — прохождение курсов первой помощи: зная, как помочь малышу, если он подавился, вы будете спокойнее давать ему кусочки.

Ошибка №7: Давать сушки и печенье, чтобы малыш чесал ими зубы

Позиция Американской академии педиатрии и Европейского общества педиатров едина: они настаивают на том, что ребенку до 2 лет не стоит предлагать продукты, содержащие сахар, ни под каким предлогом. Именно подобные «прорезыватели» с добавленным сахаром (а не натуральные яблоки или бананы) приводят к отказу ребенка от овощей и несладких каш. Кусочек печенья, безусловно, не приведет к таким проблемам, но будем честны: кто ограничится именно одним кусочком, когда в упаковке 20-30 штук?

Раннее знакомство со сладким (в диапазоне 6-10 месяцев) и регулярное употребление сладкого – более 2 раз в неделю (в том числе сладких напитков, соков) — вдвое повышает риски ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, кариеса и нарушений пищевого поведения.

Ошибка №8: Развлекать ребенка за едой мультиками, чтобы он больше съедал

Не стоит отвлекать ребенка, чтобы накормить его. Даже «всего один раз» может обернуться привычкой — в первую очередь для мамы, которая увидела, что малыш съел больше, и вот уже готова развлекать снова и снова.

У ребенка и без дополнительных развлечений достаточно дел за столом. Игра для него — основной метод познания всего, включая прикорм. Малыш будет пытаться понять, какая она, эта еда – теплая или холодная, вязкая или жидкая. Ему важно разобраться, что умеет тарелка: какие звуки издает, как далеко падает, выливается ли из нее пища. С кусочками происходит примерно то же самое: малыш их давит, мнет, размазывает по столу, изучая.

Читайте также:  Почему у ребенка большой живот, а сам худенький и что с этим делать

Это нормальное поведение для ребенка: ему важно пройти эти этапы. Малыш с ярким пищевым интересом будет меньше играть и больше есть, игры сместятся на конец кормления. Чем раньше он получит еду для изучения, тем быстрее наиграется. Запрет на игру с едой в начале прикорма может привести к подобным развлечениям в 2,5-3 года.

Показывать, помогать, проговаривать действия — эти шаги помогут малышу научиться правильному поведению за столом.

Ошибка №9: Заставлять ребенка доедать до конца за папу, маму и тетю Клаву

Замедление, отвлечение, мотание головой, выталкивание или выплевывание, вставание в стуле, выбрасывание ложки или еды — однозначные признаки того, что малыш наелся или устал. Никогда не пытайтесь докормить ребенка на ходу или дать остаток прикорма в бутылочке, разбавив его водой. Малыш воспримет это как насилие и в следующий раз будет отказываться еще активнее.

Если родители игнорируют первые признаки отказа, то малыш может реагировать на продолжающееся кормление более агрессивно. Он будет закрывать рот, станет плакать. Его может стошнить. Впоследствии он и вовсе откажется садиться за стол.

Помните, что любая попытка докормить насильно — маленький шаг к нарушенному пищевому поведению. Этому нет и не может быть оправданий.

Ошибка №10: Добавлять в детскую еду соль, чтобы было вкуснее

Дети до года должны получать с пищей не более 1 г соли или 0,4 г натрия в день. Грудное молоко дает малышу около 0,15-0,17 г натрия, молочная смесь — до 0,2 г. С прикормом (без досаливания) малыш получает еще 0,1-0,15 г. Добавлять соль в прикорм не нужно. Также стоит избегать промышленного питания с добавлением соли.

При этом микродозы слегка соленой пищи из маминой тарелки (если это не картошка фри, соленые огурцы или суп из бульонного кубика) не приводят к значительному избытку натрия. Их не стоит опасаться.

Если хотите разнообразить вкус детской еды, добавляйте травы или специи по крупинке, пробуйте один вид в 3-4 дня. Международные рекомендации допускают подобное с 7-8 месяцев.

Ошибка №11: Давать ребенку сок в качестве питья

И Американская академия педиатрии, и Европейское общество педиатров, и ВОЗ неустанно говорят о том, что соки как продукт прикорма детям не нужны, — стоит исключить их минимум до года. Дело в том, что, выпивая сок, малыш заполняет желудок продуктом без пищевой ценности и выпить молоко или смесь уже не может: место занято. Чем больше сока мы дали ребенку, тем больший дефицит питания создали.

При этом важно еще и вот что: 100 мл сока мы выпиваем легко, а вот три яблока или три апельсина, из которых он сделан, за раз вряд ли съедим. Из сока мы получим всю фруктозу и глюкозу — около 30 г, лишенных пищевых волокон. Для ребенка такое количество сладости — приторное, неестественное.

В рационе ребенка старше года соки, морсы, компоты могут присутствовать в количестве примерно ⅔ стакана в день.

Ошибка №12: Как можно дольше не давать аллергенные продукты

Арахис, яйцо, глютен и рыба, хоть и входят в число наиболее часто выявляемых аллергенов, могут вводиться в те же сроки, что и остальные продукты из группы: бобовые, животный белок, крупы. В 2019 году Американская академия педиатрии выпустила новые рекомендации, в которых распространенные аллергены и вовсе советуют вводить в рацион ребенка вместе с продуктами других групп, а у детей с высоким риском аллергии — микропробами в возрасте 4-6 месяцев, до начала основного прикорма, не дожидаясь пищевого интереса. Конечно, это не означает, что стоит кормить малыша каждый день целым яйцом или орехами: для знакомства достаточно проб «на кончике ложки».

Позднее начало прикорма (после 9 месяцев) зачастую приводит к дефициту микроэлементов, нехватке энергии, а также возможным нарушениям пищевого поведения в будущем.

Иногда молодые родители сталкиваются с тем, что ребенок отказывается от грудного молока. Необходимо разобраться в причинах происходящего, понять факторы и мотивы подобного поведения.

Естественное питание очень важно для здоровья крохи

Грудное вскармливание – значимый этап в становлении здоровья и развитии малыша. В ряде случаев в раннем возрасте происходит отказ от молока. Здесь нужно учитывать, что поведение может быть «ложным» и «истинным». В первом случае достаточно устранить негативные факторы, чтобы наладить привычное кормление. Во втором – рекомендуется проконсультироваться с педиатром, так как все случаи носят индивидуальный характер.

Признаки истинного отказа

Истинный отказ – процесс, вызванный негативными событиями. Для того чтобы он запустился, достаточно, чтобы малыш пережил стресс, связанный с психоэмоциональным общением с мамой.

Важно! Детская психика в раннем возрасте крайне неустойчива, поэтому любой негатив может повлечь за собой отказ от грудного молока.

Признаки отказа:

  • грудничок до кормления спокоен и весел, у груди начинает плакать;
  • как только берет грудь, начинает нервничать;
  • малыш выгибается, протестует в момент предложения молока;
  • плач прекращается на руках у других родственников или в кроватке;
  • рефлекторного поиска соска не происходит;
  • на руках у мамы проявляется беспокойство, и начинается плач;
  • наблюдаются всхлипывания после плача;
  • в качестве замены выбрана соска (засыпание происходит только с ней).

Естественный способ кормления проходит со «скандалом». После того, как предлагается бутылочка, ребенок начинает с удовольствием кушать. В том случае, когда наблюдается 1 или несколько признаков, нужно незамедлительно обратиться к врачу за консультацией, так как в два-три месяца еще очень рано отказываться от груди.

Чем вызывается добровольный отказ

Добровольное желание бросить грудь может быть основано на следующем:

  • ребенку исполнился год (возрастные критерии);
  • часто применяется пустышка;
  • дополнительно в процессе кормления используется бутылочка;
  • плоский сосок;
  • слишком тугая грудь;
  • недостаток/избыток молока.

Негативно отразиться на желании сосать грудь может состав молока – слишком жирное или водянистое кажется ребенку невкусным. Нарушения правил кормления или прикладывания к груди также могут привести к добровольному прекращению ГВ.

Грудь слишком тугая

Кроха может начать капризничать и отказываться, если чувствует, что грудь переполнена (становится слишком тугой). Напор молока при сосании увеличивается. Ребенок испытывает дискомфорт, поэтому может отвернуться или отказаться есть. Рекомендуется в этом случае перед основным кормлением немного сцедить молоко в емкость.

Плоский сосок

Прекратиться кормление может по причине плоских сосков. Малышу приходится применять больше усилий, он устает, испытывает трудности. Это приводит к отказу от грудного вскармливания. Силиконовые накладки могут решить возникшую проблему.

Слишком жирное молоко

Еще одна причина, когда младенец отдает предпочтение бутылочке, – слишком жирное молоко. Крошка сначала активно сосет (первое молоко жидкое, содержит витамины и микроэлементы), но затем начинает отказываться. Основная причина в том, что ему становится трудно глотать жидкость. Исправить проблему поможет массаж груди.

Изменился вкус и запах

Если привычные вкус и запах изменились, то это станет одной из основных причин для протеста со стороны малыша. Он может отказаться сразу или будет показывать, что испытывает дискомфорт, плакать, выгибаться. Рекомендуется придерживаться диеты, в которой не будет острого, перченого, лука, чеснока или консервов.

Важно! Повлиять негативно на вкус и запах молока могут не только продукты питания в рационе. Иногда на эти показатели оказывает влияние эмоциональное состояние кормящей мамы (вырабатываются особые вещества, поступающие в молоко).

Нарушение техники кормления

Техника прикладывания должна быть соблюдена в точности, чтобы избежать проблем. Если все идет правильно, то в процессе сосания ребенок расслабляется, его сон становится крепче. Если поза или иные факторы доставляют неудобства, новорожденный откажется от ГВ.

Ребенок отказывается от одной груди

Иногда возникает вопрос, что делать при отказе от одной груди. Проблема может возникнуть при смешанной форме питания – сосок кажется крошке менее удобным. Существует второе правило, которое нужно соблюдать, кроме выбора определенного вида вскармливания: нужно следить, чтобы объем молока был одинаковым. Отказываться ребенок может по причине нехватки или переизбытка питательной жидкости в одной из грудей.

Как преодолеть проблему

Для решения возникшей проблемы существует несколько путей решения:

  • ребенок отказывается от грудного молока и сильно плачет – поменять положение тела, спеть успокаивающую песню, погладить;
  • принять душ или теплую ванну (запах духов или крема может вызывать негативную реакцию);
  • поддерживать грудь, чтобы она не свисала;
  • перед кормлением проводить массаж, чтобы молоко легче проходило по протокам.

Также нужно следить, чтобы ребенок полностью захватывал ртом сосок и ареолу.

Решить проблему могут гармония и хорошее настроение

Убрать пустышки и соски

Вызвать детский негатив может частая смена пустышек, сосок и обычного кормления. Рекомендуется полностью исключить все дополнительные приспособления, чтобы скорректировать поведение и вернуть рефлекторное желание сосать именно соски.

Наладить технику и гигиену кормления

Рекомендуется выбрать подходящую для ребенка позу, в которой ему будет максимально комфортно. Дополнительно каждый вечер требуется принимать ванну или душ (чаще необязательно). Исключается применение кремов или косметических масел для смягчения, так как они могут содержать отдушки и иные компоненты, которые не понравятся малышу.

Скорректировать меню кормящей матери

Это еще один метод решения проблемы. Здесь нужно понять, почему произошел отказ. Если в этот период были введены в рацион новые продукты, то лучше всего отказаться от них и посмотреть на реакцию.

Если ребенок отказывается от грудного молока, а ему только второй или третий месяц, нужно принять меры к восстановлению ГВ. В том случае, когда это возможно, рекомендуется отказаться от того, чтобы докармливать смесью. Перед прикладыванием можно немного тереть соски, чтобы сделать их мягче. В сложных ситуациях лучше обратиться к врачу, он расскажет, зачем и как проводить возвращение к естественному кормлению в каждом из случаев.

Вызвать детский негатив может частая смена пустышек, сосок и обычного кормления. Рекомендуется полностью исключить все дополнительные приспособления, чтобы скорректировать поведение и вернуть рефлекторное желание сосать именно соски.

http://www.infoniac.ru/news/Mladenec-asimmetriya-formy-cherepa-i-kak-s-nei-spravlyat-sya.htmlhttp://m.baby.ru/blogs/post/507592288-429950807/http://citymoms.ru/oshibki-vvedeniya-prikorma/http://deti.mail.ru/article/kak-izbezhat-oshibok-pri-vvedenii-prikorma/http://kpoxa.info/sovety-mamam/rebenok-otkazyvaetsya-grudnogo-moloka.html

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Первая энциклопедия о детях для родителей